Депутаты голосуют: Бизнес-план на дотации, или Как предвидеть непредвиденные случаи расходования городских денег

Выделять большие деньги на непредвиденные расходы стало уже обыденным для думы, которая и на последнем заседании пошла навстречу просьбе директора Дворца культуры и спорта Александра Рудзя субсидировать заведение, оказавшееся в тяжелом финансовом положении, 10 620 латами. Такого в бизнес-плане не предусматривал А.Рудзь, когда претендовал на место директора.

О том, как расходуются ранее выделенные из бюджета средства на непредвиденный бесплатный проезд первоклассников, не мог сказать руководитель управления образования  Янис Дукшинский. Спросили его об этом, как и задавали вопросы А.Рудзю, только депутаты оппозиции – от партии Латгалес гайсма.

Невостребованная экономия

— Как же было оставаться безучастным к тому стратегическому документу, который представил депутатам Янис Дукшинский: главные задачи на год и ближайшие годы, о финансировании и прочем, что можно и нужно предвидеть, чтобы не ставить депутатов и город перед неприятными фактами, — сказала Динабургу сегодня  Ливия Янковска, которую не раз прерывала на заседании мэр  Рита Строде. — Мне было не по себе, когда я увидела этот важный многостраничный документ за три дня до заседания думы и который вопреки правилам не обсуждался на комитете по образованию и культуре.

Все помнят, как изменялась сумма, которую г-н Дукшинский попросил выделить в канун учебного года для бесплатного проезда первоклашек: она уменьшилась вдвое, пока дошла до думы. И когда на этом заседании Л.Янковска спросила, сколько же родителей воспользовались возможностью приобрести билеты на льготный проезд в общественном транспорте, ответа не последовало. Только 306 первоклашек оформили документы на трамвай и 277 — на автобус. Еще примерно триста этим не воспользовались: им не надо. То есть достигнута “экономия”, от которой ровесникам шести-семилеток не достанется ни на бесплатные обеды, ни на принадлежности.

Некомплект, за который платит дума

На этот раз депутат Янковска спросила г-на Дукшинского, сколько же ребят не посещает школу в конце сентября. И не получила ответа. А ведь важно знать точную цифру, потому что комитеты – социальный, образования и науки – должны в спешном порядке решать, как помочь этим детям, оставшимся вне школы. Вернуть их! Ими никто теперь не занимается, реальная ситуация неизвестна ни школе, ни управлению образования.
— Если в 7-м или 10-классе подросток не идет в школу, то там есть мотивы, среди которых главный – “не хочу”, а у малышей такого нет. У них есть другие проблемы, причем, знаю по опыту работы директором школы, чаще всего – социальные, — говорит Ливия Янковска. — Когда я работала первым замом мэра, мы знали во второй половине первого дня учебного года, сколько детей не пришло на занятия. Надо бить тревогу, если ребенка нет в школе, куда его записали родители! Сложнее только с первоклассниками или закончившими девятый класс, но по прошествии целого месяца проблем не должно быть.
— В документе упоминались школы, где не все классы укомплектованы, — продолжает Ливия Янковска. — Это прежде всего отдаленные от центра. Мы в свое время решили проблему Ругельской школы, создав в ней группы коррекции и тем самым предотвратив закрытие школы. Я задала вопрос г-ну Дукшинскому о десятых классах. Их можно открывать, если есть 22 ученика. Тогда министерство финансирует этот класс, а если менее учеников, то платит самоуправление. У меня есть сведения, что и в школах центра есть неполные классы. Я хотела получить точную информацию от г-на Дукшинского, чтобы знать, сколько это стоит для города. Чтобы уже теперь рассчитывать расходы думы, определять, на что тратить, а от каких расходов воздержаться. Чтобы не брать потом вдруг деньги из бюджета на непредвиденные траты.
Но ничего депутаты от г-на Дукшинского не услышали: ни числа неполных 10-х классов, ни мотивировки их открытия. На это, повторюсь, требуются дополнительные средства, о которых нужно заранее думать не только нашему комитету, но и финансовому.

К месту были и вопросы Л.Янковской о приоритетах, о первом опыте билингвального обучения в новом учебном году.

А.Рудзь: “Не договаривались, но платите!”

Когда А.Рудзь пробовался на директора Дворца культуры и спорта и представил свой бизнес-план возрождения Дворца, документ завернули: слаб. Но и во второй раз он не был более убедителен, потому что намерение привлекать в Даугавпилс как можно больше звезд эстрады было хотя и похвальным, но не новым. И настолько несбыточным, что не могло вывести ДКиС в рентабельные культурные предприятия. О чем и было сказано А.Рудзю, который рвался в директора, не имея никакого опыта менеджера. А другой опыт – замечательного композитора, музыканта, руководителя известного в далеком прошлом ансамбля Даугавиня — мало помог Александру. Правда, активность проявляла его жена, но полученные в начале года 30 тысяч латов не позволили взять уверенный старт.

И вот теперь не сложившийся менеджер обращается к депутатам с просьбой утвердить его проект. Суть его в том, чтобы предъявить задним числом счета детско-юношескому центру Яуниба, а также другим частным самодеятельным студиям за аренду помещений и главной сцены. С центра — 3464 лата, с танцевального ансамбля Авотиньш – 1382 лата, с детской цирковой студии – 1 177 латов, с театра Искатель – 596 латов. А еще за праздничные концерты. Причем за каждый час их – 100 латов.
И никто, кроме депутатов оппозиции, не выразил хотя бы удивления таким оригинальным решением финансовой проблемы, какая оказалась не под силу А.Рудзю.

На вопрос, из чего сложилась плата 100 латов в час, как и за аренду, четкого ответа не последовало. Стало понятно, что директор исходил из той суммы, которой недостает в кассе Дворца, чтобы он не обанкротился.

А как же выставлять новые повышенные счета арендаторам задним числом, причем нежданно-негаданно? Этот вопрос не смутил менеджера Рудзя, который исчерпал не выдерживающие критики аргументы и продолжал твердить, что в таком случае спасательный круг ценой в 10 620 латов должны ему бросить депутаты. И чтобы они долго не задумывались, в дискуссию вступила мэр, сказав, что ДКиС имеет огромное значение для культурной жизни города и его терять нельзя. Дума должна заботиться о такого рода учреждениях – так записано в законе о самоуправлении – и нужно закону следовать. А то, что ставленник мэра оказался на поверку никчемным администратором и шоу-бизнесменом, написавшим в своем бизнес-плане общие фразы, которые никак не вылились в концерты с большими прибылями для ДКиС, что абсолютно ничего нового в работе дворца не появилось, — так это не повод для обсуждения на этот раз.

Деньги дали. Решение заставило депутата и заместителя директора Яунибы Людмилу Смыкову высказать упрек А.Рудзю и тем, кто его поддерживал и поддерживает. Сказать, что если Яуниба до сих пор и вносила свою лепту в оплату услуг ДКиС, то теперь оставит помещения (они были пустыми, что и привело юных горожан в них), а кружки и студии перейдут в школы. И помещения вновь будут пустыми. Не наполнять же карманы г-на Рудзя деньгами думы, лучше их использовать рациональнее. А.Рудзь вскоре после получения им директорского кресла в январе этого года утверждал: «В последнее время Дворец стал зарабатывать гораздо больше, за счет чего здесь и происходит реорганизация». Где деньги, Саш?

28.09.2004 , 11:56

В.Рудой


Написать комментарий