Назад в СССР?

Евроскептик Нормунд Гростиньш уверен, что единая евроконституция превратит Латвию в республику в составе федерации.

В Риге вчера прошел семинар на тему “Договор о Конституции Европы: проблемы и перспективы”. Ведущие юристы и специалисты в области права стран ЕС в течение дня рассуждали, как евроконституция повлияет на национальное законодательство. Пока общественность думает, у сопредседателя организации Eiroskeptiўi Нормунда Гростиньша уже есть ответ: он опасается, что если свод статей будет подписан без боя, Латвия превратится в республику в составе федерации.

В ЕС навсегда

— Ваша организация выступает за проведение референдума по евроконституции. Как вы считаете, как этот документ может повлиять на жизнь простых европейцев?
— Сейчас как минимум 10 стран-участниц уже приняли решение о проведении референдума. Фактически по числу голосов — это большинство жителей ЕС. И мы считаем, что и у латвийских граждан в этом вопросе должны быть такие же права, как у датчан, чехов, французов или англичан.

А то как-то странно получается, что на жизнь людей во Франции конституция повлияет, а на латвийцев — нет. Но изменения будут. Например, Латвия при принятии конституции в теперешнем виде никогда не сможет рассчитывать на президентство в ЕС. А все по одной простой причине, что документ предлагает выбирать одного президента, а не страну, от которой он будет избираться. Право принимать решения более чем по 30 отраслям, главным образом в экономике, внешних сношениях, будет передано Брюсселю.

Нам эти изменения на первый взгляд кажутся незначительными. Но евроконституция будет по своей силе выше любого латвийского закона, включая Сатверсме. В некотором роде такое положение существует и сейчас, но в будущем это будет оформлено по-другому. И еще: Латвии будет очень трудно вернуть свой суверенитет, если вдруг она пожелает выйти из состава ЕС.

Раньше все решало народное голосование. Подняли руки — вступили, еще раз проголосовали — до свидания. По новой конституции, ее 59-й статье, выход из альянса усложнится. Появятся бюрократические проволочки: нужно будет получить согласие Европейского совета, комиссии, правительства и т.д. И ничтожное число наших представителей — максимум 9-10 человек — ничего не смогут сделать.

Мы не глупее французов

— Главные ваши опасения связаны с тем, что Латвия превратится в республику в составе федерации?
— А это никто и не оспаривает. Написание этой самой конституции — это и есть шаг к созданию федеративного государства. В то же самое время этот документ впервые делает ЕС юридическим лицом.
— Как, по-вашему, проголосует народ “за”, если референдум все же состоится? И придут ли люди вообще на это голосование, ведь большинство даже не знает, что такое Конституция ЕС…
— Наши люди ничем не глупее датчан или французов, которые будут голосовать. Если мы в прошлом году проголосовали за 90 тысяч листов договора о вступлении в ЕС и еще за 100 тысяч страниц нормативных актов, то 300 листов конституции — мелочь. И если будет организован референдум, то мы сможем честно подискутировать на тему: кому это надо и что это даст.
— Проведение референдума стоит денег. Кто за это заплатит, госбюджет?
— Латвия потратила 6 миллионов латов на войну в Ираке, 4 миллиона — на патрулирование воздушного пространства. Поэтому один миллион на референдум — это не очень большая сумма, если учесть, что мы можем потерять. Даже если все проголосуют за подписание документа. Практика показала: большее финансирование и лучшие условия получают те страны, которые проводят референдумы по общеевропейским решениям. Например, Дания, Швеция постоянно получают льготы. А Ирландия добилась нейтралитета для своей армии. Послушно же все принимающая Финляндия льгот не добилась.

28.09.2004 , 11:45

Полина Элксне


Темы: ,
Написать комментарий