В сейме делать нечего

"Не нужно долго анализировать неадекватную реакцию большинства латвийских политиков на трагедию в Беслане и на план Путина по борьбе с терроризмом. Все объясняется очень просто: латвийская элита испытывает "животную злобу" к России. Именно на этой ненависти к восточному соседу они построили свою карьеру и сколотили политический капитал", — говорит глава группы сейма по связям с Россией Янис Юрканс (ПНС).

— Г–н Юрканс, на последнем пленарном заседании сейма вновь вспыхнули дискуссии о правах неграждан. Многие депутаты, которые вошли в политику еще во времена Атмоды, отрицали, что тогда, 13–15 лет назад, обещали всем постоянным жителям Латвии гражданство. Так давались такие обещания или нет?

— С тех пор все–таки не сто лет прошло, и мы все прекрасно помним, что тогда говорило большинство народофронтовцев. Конечно, я верил коллегам, их обещаниям, что всем дадут гражданство. Но когда революция закончилась и независимость была восстановлена и де–факто и де–юре, мои вчерашние коллеги начали признаваться… что просто обманули русскоязычных. Точнее — даже не столько их, сколько… Запад. Ведь нужно было создать впечатление на Западе, что мы будем строить демократическое общество, в котором, разумеется, все постоянные жители являются гражданами этой страны. Вы же понимаете, что западный мир не очень бы обрадовался, если бы заранее знал намерение новой латвийской элиты лишить гражданства и ввести статус негражданина для 800 тысяч человек!

Теперь, правда, нынешняя правящая элита предпочитает слово “обман” не употреблять. Политики просто утверждают, что никаких таких обещаний не давали. И вообще мы здесь не новую Латвию строим, а… продолжаем восстанавливать довоенную страну. Но в довоенное время, как известно, была диктатура, и сегодняшние политики так себя и ведут в отношении неграждан — в духе тоталитарных традиций. Поэтому не стоит и надеяться, что неграждане получат право выбирать самоуправления. Во–первых, правые политики русскоязычных ненавидят, а во–вторых — просто боятся еще и потерять политико–экономическую власть. Ясно ведь, какой будет расклад в той же Риге, если все неграждане завтра получат право голосовать.

— А зачем вы — человек, который все 13 лет был в большой политике, решили “снизить планку” и податься в самоуправление? Зачем вам нужно баллотироваться в Рижскую думу?

— В сейме больше нечего делать!

— ???

— Все, что мы могли выжать из этого правительства, — мы уже почти выжали. Я имею в виду социальные программы, на которые предусмотрены средства в госбюджете. Больше у нас нет шансов повлиять на власть, поскольку в сейме абсолютно “правая погода” — любая другая правящая коалиция в наших голосах не будет нуждаться, и, значит, мы не сможем провести те поправки в законы, которые интересуют наших избирателей. Так зачем здесь просто так сидеть? В Рижской же думе есть возможности для реализации нашей программы — прежде всего в области интеграции. И пусть мне не говорят, что дума решает только хозяйственные вопросы. Дума влияет и на реализацию политики образования, ведает вопросами названия улиц, установки памятников. Вот недавно мэр Риги участвовал в Москве в совещании мэров всех крупных городов мира. На повестке дня один главный вопрос — международный терроризм. Скажите, это разве не глобальная политика? Поэтому Рижская дума занимается далеко не только хозяйственными и социальными вопросами, да и, напомню, депутатов в самоуправления тоже выбирают по спискам ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ.

— Если вы уже затронули тему международного терроризма, то чем вы объясните странную, мягко говоря, реакцию официальной Латвии на трагедию в Беслане и на план Путина по укреплению региональной власти?

— Недовольство нашей элиты планами Путина объясняется очень просто. Здесь длительный анализ не нужен. Нашей элитой движет, извините, “животная злоба” к России. Это уже из ряда бессознательного. И еще один важный момент: те, кто у нас находится у власти (а это правые политики), все время думают, что они знают Россию и российский народ. В действительности же… они ни черта не знают и не понимают! Я встречался в свое время с Путиным, я занимаюсь латвийско–российскими отношениями довольно давно и могу вас уверить, что президент России делает все правильно. Он делает то, что сегодня России необходимо — укрепление власти на федеральном уровне и в регионах, борьба с коррупцией и с оргпреступностью. Нужно совсем не знать Россию, чтобы решить, что все проблемы можно уладить мягкими демократическо–либеральными методами. Здесь необходимы концентрация власти и огромные финансовые вливания, ведь те, кто организуют теракты, преследуют не только узкие политические цели. Они хотят максимально ослабить Россию — после серии терактов сотни миллионов долларов придется направить не на развитие экономики, не на социальные программы, а на борьбу с терроризмом (укрепление спецслужб и правоохранительных органов, погранохраны, усиление мер безопасности на всех важных объектах и т. п.). — Сейчас ряд латвийских экспертов утверждают, что вот приедет новый посол России Виктор Калюжный — человек, больше ориентированный на экономику, а не на политику, — и отношения между нашими странами пойдут в гору. Вы разделяете этот оптимизм?

— Ну нельзя же быть такими невежами! Пусть эти горе–эксперты возьмут Конституцию России, ее внешнеполитическую концепцию и внимательно прочтут. Там ясно сказано, что внешнюю политику России определяет президент, реализует МИД, а посол лишь представляет в конкретной стране эту внешнюю политику. Развитие отношений между Россией и Латвией зависит не столько от посла Калюжного, а от того, будут ли власти Латвии менять свою политику в области русскоязычного населения. Если не будут, то и не стоит ждать никакого прогресса в диалоге между Ригой и Москвой. И никакой российский посол Латвии здесь “не поможет”.

— Г–н Юрканс, ваш прогноз: как долго продержится правительство Эмсиса и будете ли вы еще пытаться выразить в сейме недоверие этому правительству?

— Нет, больше мы с подобными инициативами выходить не будем. Какой смысл? Ведь судьба этого правительства определяется не здесь, в сейме, а в других местах — влиятельными предпринимателями. А их пока это правительство устраивает. Многое будет зависеть и от того, расколется ли партия Репше. Предпосылки для этого есть, попытки расколоть “Новое время”, как мы видим, тоже предпринимаются. Осталось чуть–чуть подождать… Если раскол произойдет, то тогда или правительство меньшинства станет правительством большинства (за счет присоединения части отколовшихся репшистов) с тем же премьером, или будет новое правительство в таком же составе, но с другим премьером. В любом случае, это уже “не наша свадьба”. Мы в этой, я бы сказал, грязной игре не участвуем.

27.09.2004 , 15:50

"Вести сегодня"


Написать комментарий