Интеграция: Что происходит?

Страна наша расколота по языковому принципу, по отношению к ее прошлому, настоящему и будущему. Но можно ли соединить несоединимое – сблизить диаметрально противоположные точки зрения?

Табунс резанул правду-матку

Официальная латвийская точка зрения такова: интеграция латвийского общества необходима, и она постепенно происходит. На это из госбюджета выделяются немалые средства, проводится бесчисленное количество различных мероприятий. Одним из них стал семинар комитета Балтийской ассамблеи по науке, образованию и культуре, который прошел в Даугавпилсе в конце прошлой недели.

Напомню, что эта структура была создана в 1991 году усилиями трех Балтийских республик. Предполагалось, что Балтийская ассамблея станет своеобразной межпарламентской структурой, где можно будет координировать вопросы внешней и внутренней политики стран Балтии. В течение многих лет Балтийская ассамблея пыталась также скоординировать усилия по решению межэтнических проблем. Увы, и сегодня эти проблемы, и особенно в Латвии, еще далеки от своего решения. Участники семинара в своем подавляющем большинстве очень старались найти ответы на трудные вопросы – как успешнее интегрировать нацменьшинства и какая должна быть роль языков в единении общества. При этом прозвучали различные мнения. Например, министр по особым поручениям Нил Муйжниекс заявил, что Латвия совсем не двухобщинное государство и интеграция медленно, но верно происходит. Однако выступление во время дискуссии депутата Сейма из «ТБ»/ДННЛ Петериса Табунса носило почти скандальный характер: в Латвии творится черт те что – русские наступают, а латыши почти в загоне. Ясное дело, что так думают не только г-н Табунс и его соратники по партии. Они отражают точку зрения значительной части латышей. Русскоговорящие категорически не разделяют эти взгляды. Но как же тогда интегрироваться?

Пусть эти 700 тысяч мигрантов уезжают!

Что же конкретно не устраивает Петериса Табунса, и чем ему не нравится интеграция? Нечасто национал-радикалы выступают на страницах «Миллиона», но газета решила: почему бы не дать возможность высказаться г-ну Табунсу? Ведь народ должен знать своих героев.
– Да, меня как представителя «ТБ»/ДННЛ не устраивает политика нашего государства в области интеграции. Она идет не так, как мы бы хотели. Мы бы хотели, чтобы в Латвии учили латышский язык без всяких акций протеста и забастовок. Это совсем ненормальная ситуация, когда латыши вынуждены на своей родине говорить на двух языках. Если латыш работает в одной из тысяч русских фирм, то он вынужден там говорить на русском языке. А так не должно быть. Ситуацию надо менять. Должно быть так, как в остальном нормальном мире. А там так: если мигрант приехал в страну, то он просто вынужден выучить госязык и дальше говорить на нем, если хочет там жить. И у него нет никаких прав требовать, чтобы его учили на родном языке в государственных школах. Хочешь учиться на своем языке – иди в частную школу. А у нас просто уникальное государство, чересчур гуманное: мы до сих пор учим мигрантов за госсчет на их родном языке.

Я не хочу сказать, что здесь живут оккупанты. Но здесь живут дети, внуки оккупантов! И они должны сознавать, что их отцы и деды приехали сюда и фактически сделали латышей рабами. Они унижали наш язык, нашу культуру. Латышам даже не давали квартиры! Ну, может быть, пяти процентам из ста. А остальные 95 процентов квартир давали тем, кто сюда приехал. За неделю, ну месяц, они получали квартиру. Я уже не говорю об офицерах, которые здесь остались. 90 тысяч офицеров! А с их семьями – 300 тысяч человек! Враждебно настроенных против латвийского государства. И ничего не давших государству. И поэтому то, что говорил про интеграцию г-н Муйжниекс – это несерьезно. И не зря мы хотели отправить его в отставку. Он превратился в русскоязычного министра по защите их прав. Здесь в Латвии латыши сами стали меньшинством.

А натурализовать можно только тех, кто лоялен этому государству, кто уважает латышей, их язык и культуру. Но не тех, кто выучил 200-300 слов, сдал экзамен, а на другой день все забыл. Если мы таким образом натурализуем эти полмиллиона враждебных Латвии людей, то что выйдет? Знаете не хуже меня – выйдет маленькая Россия. Так как в Сейме сидят эти plinierieкi и mitrofanieкi, они проголосуют за второй госязык – русский язык, и вот – скоро русский станет единственным госязыком. Я это все говорю не потому, что я ярый националист, но ситуация такая! А эти протесты против школьной реформы просто глупы! Это ненормально в нормальной стране. Нет ни одной страны в мире, которая за государственные деньги учит приезжих на их родном языке.
– А в довоенной Латвии, между прочим, существовали школы нацменьшинств…
– Пусть уедут эти 700 тысяч мигрантов – и тогда будет, как до войны.

«Пьяные» проценты

Естественно, «Миллион» захотел выслушать и другую точку зрения. И предоставил слово Якову Плинеру, лидеру фракции «ЗаПЧЕЛ» в Сейме, тем более, что выступить во время дискуссии ему так и не дали, сославшись на то, что нет времени.
– Господин Табунс и иже с ним заявляют: «Мы вас интегрируем!» А фактически хотят ассимилировать. Увы, Латвия сделала большую ошибку, сразу после Атмоды разделив народ на граждан и неграждан. Вопреки обещаниям НФЛ дать гражданство и сохранить образование на русском языке. С тех времен и начались проблемы. А сегодня де-факто имеем двухобщинное государство. А эта пресловутая реформа 2004 только подлила масла в огонь. Под благим предлогов, что русские дети лучше должны знать латышский язык, государство фактически стало ассимилировать детей. А их родителей тоже подвергло унижению: отняло гражданство, погнало на языковые экзамены. А ведь в советское тоталитарное время никто не заставлял латышей сдавать экзамены ради «аплиецибы». Сегодня неграждане имеют 57 различий в правах по сравнению с гражданами. Если бы государство действительно хотело интеграции общества, оно ратифицировало бы Рамочную конвенцию по правам нацменьшинств, что обязало бы его обеспечить обучение на языках нацменьшинств.
Господин Муйжниекс, будучи правозащитником, заявлял, что Латвия может быть или латышской, или демократической. Он понимал, что Латвия многонациональная и мультикультурная и поэтому не может быть чисто национальным государством. А сегодня он говорит, что закон о реформе надо выполнять. Я его сегодня воспринимаю, как двуликого Януса. Министерство образования установило языковые пропорции 40:60. Точно так водку готовят: 40% спирта и 60% воды. Эти «пьяные» проценты принесут школе большую беду, если не победит здравый смысл. Сегодня угроза латышскому языку происходит от стенаний господ Табунса, Добелиса и иже с ними. А вот лет через 10-20 в Латвию может приехать пара миллионов мигрантов из ЕС и стран третьего мира. Они будут говорить на английском. Вот тогда появится серьезная угроза латышскому языку, и латыши с ностальгией будут вспоминать нынешние времена и как они прекрасно жили с русскими.

01.06.2004 , 13:04

"Миллион"


Написать комментарий