Борьба за воду началась 1

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев предлагает возродить советский проект поворота сибирских рек, за который ранее ратовал мэр Москвы Юрий Лужков. По мнению аналитиков, предложение Назарбаева — не амбициозная прихоть, а вполне обоснованное желание сделать Казахстан доминирующей страной Центрально-Азиатского региона: вода может скоро стать таким же объектом торговли, как и нефть. Между тем ученые давно выяснили, что проект грозит России экологической катастрофой.

Возрождение советского проекта

О повороте российских северных рек Нурсултан Назарбаев вспомнил накануне на встрече с узбекским и киргизским президентами Исламом Каримовым и Курманбеком Бакиевым, которые приехали на неформальную встречу в Астану. Мотивируя свою точку зрения, казахстанский лидер заявил, что скоро “вода будет стоить денег” и “азиатским лидерам, чьи страны не изобилуют природными источниками воды, надо обдумать этот вопрос со всех сторон”.

Отметим, что идея возрождения советского проекта принадлежит совсем не азиатским лидерам, а мэру Москвы Юрию Лужкову. В конце 2002 года он направил письмо Владимиру Путину, предложив проложить канал длиной 2550 км, шириной 200 м и глубиной 16 м от Ханты-Мансийска в Казахстан и Среднюю Азию, куда отвести 6—7% объема реки Обь. Стоимость проекта оценивалась в 22 млн. фунтов стерлингов. Однако столичный градоначальник, известный своей деловой смекалкой, еще год назад утверждал, что эти затраты окупятся, так как вода скоро будет продаваться, как нефть. Москва предлагала свои услуги для строительства объекта.

Жидкая власть

Вторят Лужкову и аналитики. Так, обозреватель интернет-издания Prognosis.ru Девлет Озоди пишет: “…На протяжении долгого времени ситуация с водными запасами в Центрально-Азиатском регионе рассматривалась большинством специалистов как источник потенциальных межгосударственных конфликтов. Сегодня, в условиях крайне негативной экологической обстановки во всем мире, в частности глобального потепления, ресурсы питьевой воды сокращаются с катастрофической скоростью, и легко предположить, что водная проблема способна превратиться в серьезный фактор дестабилизации региона”.

Парадокс сложившейся ситуации, продолжает Озоди, заключается в том, что наиболее промышленно развитые, обладающие большим населением страны — Казахстан и Узбекистан, в “водном вопросе” во многом зависят от Туркмении, Кыргызстана и Таджикистана — именно эти страны фактически контролируют основные водотоки Амударьи и Сырдарьи, главных водных артерий Центральной Азии.

“В связи с этим предложение Нурсултана Назарбаева плотнее заняться решением водного вопроса, судя по всему, вызвано рядом обстоятельств. Во-первых, руководитель Казахстана достаточно активно стремится приобрести лидирующие позиции в Центрально-Азиатском регионе — решение “водного вопроса” представляет одну из стратегических возможностей добиться абсолютного лидерства. Во-вторых, межгосударственные противоречия, в основе которых может уже в ближайшее время оказаться проблема водоснабжения, способны стать детонатором политических потрясений в регионе. Наконец, в-третьих, без должного урегулирования “водной проблемы” и тем более в случае возникновения масштабного регионального конфликта из-за доступа к водным ресурсам, становится невозможным экономическое освоение Центрально-Азиатского региона ведущими мировыми игроками", — пишет эксперт.

Несмотря на остроту “водного вопроса”, Озоди, тем не менее, предостерегает страны Центрально-Азиатского региона от сотрудничества в этой области с Россией. "Россия и КНР, обладающие большими водными ресурсами и заинтересованные в Центральной Азии, могут поставить регион в тотальную зависимость от своего природного богатства. В интересах азиатов разобраться с “водным вопросом” самостоятельно, используя возможность перераспределения ресурсов Амударьи и Сырдарьи".

Поворот рек приведет к катастрофе

Впрочем, в самой России перспектива участвовать в мелиорации Центрально-Азиатского региона, пусть и на выгодных для страны условиях, особой радости не вызвала. Более того, по мнению экологов, последствия поворота северных рек могут быть очень серьезными, особенно для севера Сибири. “Забор 6—7% воды для северной реки — это достаточного много. Это может привести даже к изменению климата, не говоря уже о необратимых последствиях для тундры. Чтобы восстановить разнообразие северных лесов, понадобится 800 лет”, — заявил интернет-изданию Газета.ru директор российского отделения Greenpeace Иван Блоков.

Не видят особых выгод в обеспечении водой Азии и российские политологи. По мнению заместителя гендиректора Центра политических технологий Алексея Макаркина, с политической точки зрения такой проект России не нужен: его реализация не даст России возможности контролировать внутреннюю и внешнюю политику Казахстана. “Казахстан сильное государство, с большими запасами нефти, которое в любом случае будет вести собственную политику. К тому же реки ведь не топливно-энергетическая продукция, поставки которой можно прекратить”, — пояснил эксперт.


Написать комментарий

Уважаемые друзья!
Пресную воду в количестве 30-35 кубокилометров в год можно производить в России и приводить в Среднеазиатские республики каналом по восточному побережью Каспия. Можно производить в количествах 3-5 кубокилометров и в самих республиках. О производстве воды можно почитать на сайте www.dorosid-eco.ru в «Обращении к руководству ШОС». С уважением, Виктор.