Музыка на сваях

Строительство концертного зала на АВ -дамбе вопрос решенный. Есть проект, есть агентство Jaunie tris brali , воплощающее проект в жизнь. Есть и деньги налогоплательщиков, на которые зал строится. А стало быть, они имеют право знать, как их деньги будут израсходованы.

Вычеркнутая дамба

АВ – дамба построена давно, в 1886- 1887 годах. Тогда в дно реки вбили толстые колья, а пространство между ними засыпали камнями, песком и землей. В 1895 году дамбу немного приподняли, поскольку в половодье ее заливало водой. Во время Второй мировой войны сооружение пострадало от бомбежки, и река его стала размывать. Поэтому в 60-х годах прошлого века дамбу опоясали бетонной стенкой. До недавнего времени никто не исследовал ни ее состояние, ни состояние речного дна под ней. В 1979 году, правда, было чисто визуально установлено, что дамба нуждается в капремонте, но его до сих пор никто не проводил.

Выдержит дамба и грунт под ней давление зданий и насколько они будут подвержены влиянию потока движущейся рядом воды? Компания Geo Consultants, проведшая недавно исследования, отказалась называть результаты, отправив к заказчику – в агентство Jaunie trоs brвпi .

Масла в огонь подлила разноголосица в оценке стоимости строящегося зала. Сначала она составляла около 12млн. латов, но позже директор агентства Зигурд Магоне назвал другую сумму – 30 миллионов. А настоящий пожар раздул академик архитектуры Янис Крастиньш, который в одном из интервью уверил, что к этой стоимости нужно приписать еще один нолик.

Так 12, 30 или 22 миллиона?!

Треть миллиарда латов на зал – это круто! «Час» отправился за разъяснениями в агентство Jaunie trоs brвпi. За возведение концертного зала непосредственно отвечает руководитель проекта Денис Пилькевич.

- Денис, результаты исследования состояния дамбы, которые вам представила фирма Geo Konsultants, убедили вас, что строительство там осуществимо?

Результаты оказались даже хуже, чем мы ожидали. Там вперемешку песок, камни, бревна, а кроме того, дамба ниже уровня воды размыта настолько, что аквалангисты заплывали в гроты… По ней сегодня даже ходить опасно. Но сомнений в том, что концертный зал на дамбе построить можно, у нас нет. И вот почему. Это будет гидростроение, то есть строение на воде с использованием мощного свайного основания. Весь комплекс зданий будет опираться не на саму дамбу, а на сваи. Причем часть их будет установлена рядом с дамбой. Кроме того, каждое из двадцати зданий комплекса будет опираться на свои сваи.

- Насколько надежны слои грунта под дамбой и на какой глубине залегают доломитовые пласты?

Доломитовый пласт залегает на глубине примерно 20 метров. Выше него – слой песка, наносы Даугавы и искусственное тело дамбы. Сваи уйдут на глубину 23 метра, то есть в доломит. Предварительно будет сооружена монолитная стена – кессон, внутри которого и будут вестись все фундаментные работы. От пришедшего в негодность тела дамбы ничего не останется. Остальная часть ее будет надежно укреплена новой бетонной стеной.

- Есть ли расчет расходов на все эти работы по укреплению дамбы, установке свай, возведению фундамента, стены?

Да, все они и вошли в известную всем сумму 22 миллиона латов. Смету рассчитывала известная компания RBS-Skals.

- Но почему оценочная стоимость проекта была поначалу 12миллионов латов, затем, по оценке г-на Магоне, возросла до 30миллионов, затем снизилась до 22 миллионов?

Не 12, а 13,5 миллиона латов – это смета от 2004 года на строительство концертного зала площадью 13000 кв. м. Но учитывая то, что в комплексе решено «поселить» и три государственных музыкальных коллектива, а также обустроить репетиционные и учебные помещения, то объем комплекса увеличился до 22000 кв. м. Стоимость, естественно, тоже. А 30 миллионов – это уже полная стоимость сданного объекта – с театральным и акустическим оборудованием, мебелью и т. д.

Гипербола академика

- Откуда на строительство будут браться деньги?

Есть договор между правительством Латвии и Рижской думой о финансировании строительства зала в пропорции 80:20. Где они возьмут деньги – это вопрос к ним. Уверен, что они крепко подумают, как в наименьшей степени обременить налогоплательщиков.

- В таком случае откуда мог взяться нолик академика Крастиньша?

Публично названные нами цифры обоснованны, мы за это отвечаем. Каким образом рассчитывал сумму г-н Крастиньш, мне неизвестно. Полагаю, это литературная гипербола.

- Вы просчитывали хотя бы примерный срок окупаемости зала?

Это отдельный вопрос, это бизнес-план, который определит стоимость аренды, билетов, сколько концертов будет в месяц, в год. Не начав эксплуатацию зала, на все вопросы ответить нельзя.

- А мировой опыт что подсказывает?

Он подсказывает, что когда строят такие здания, об окупаемости не думают. Он подсказывает также, что есть прямой доход и есть доход побочный, в частности от роста туризма.

Надо строить – мы строим, и построим

- Не возникнет ли у вас проблем с прокладкой инженерных коммуникаций к дамбе? Не потребуются ли для их решения дополнительные деньги?

Нет, это вопрос уже решенный. У нас есть протокол о намерениях, подписанный с Рижской думой в 2004 году, в котором город обязался спроектировать и построить все инженерные коммуникации необходимой мощности.

- Реально ли в этой части города обеспечить беспрепятственный и быстрый проезд зрителей на автомашинах к залу перед концертом и отъезд после концерта?

Сразу после завершения архитектурного конкурса мы с Рижской думой начали разрабатывать транспортную схему. Она касается не только зала, но и библиотеки. Бюро Элмара Данишевского и профессор Граве из Колумбийского университета рассчитали пропускные возможности развязок и вместимость автостоянок. В итоге стоянка будет на 400 мест, а мост на дамбу со стороны улицы Триядибас будет с четырьмя полосами движения. Все стоянки уйдут под дамбу, но не под зал. Кроме того, будет пешеходный мост с Кипсалы, по нему смогут прийти те, кто оставит машину у здания Hansabanka. Пешком смогут прийти и те, кто оставит машину у библиотеки, где будет стоянка на 300 мест, вечером тоже пустующая.

- Последний вопрос: что произойдет с проектом и вашим агентством, если после выборов в Сейм правящую каолицию создадут те, кто против строительства зала, музея и библиотеки?

Буду честен – я об этом не думал. Латвии эти объекты нужны, и другого решения, полагаю, уже не будет. Я исполняю волю правительства, а какое оно – правое или левое – это для дела не важно. Надо строить – мы строим, и построим.


Написать комментарий