Русофобия как последняя надежда

С приближением очередных выборов у правых политиков усиливаются, во–первых, русофобия и антироссийские настроения, а во–вторых — они начинают неистово заботиться о простом народе. Правда, забота эта ограничивается только декларациями и пустыми обещаниями.

Об этих особенностях национальной политики Латвии размышляет в интервью “Вести Сегодня” замруководителя фракции ЗаПЧЕЛ в сейме  Юрий Соколовский. Инициатива интервью исходила от самого оппозиционного депутата, который был возмущен заявлениями на страницах нашей газеты экс–министра, а ныне парламентария Ингуны Рибены (“Новое время”).

— Юрий, что именно вас возмутило в интервью г–жи Рибены нашей газете?

— Честно говоря, я уже давно не удивляюсь лицемерию отдельных наших политиков, но г–жа Рибена явно перестаралась. Все–таки у каждого популизма должны быть свои границы. Почти половину интервью представительница “Нового времени” льет крокодиловы слезы по поводу жильцов хозяйских домов. Мол, репшисты и она лично ночами не спят, переживая за судьбу тысяч семей, которым 1 января — после отмены потолка квартплаты — грозит выселение на улицу. Чтобы спасти людей, репшисты предлагают, во–первых, выделить из госбюджета средства на компенсации, а во–вторых — продлить действия потолка квартплаты. Как говорится, свежо предание… Ведь еще совсем недавно “Новое время” вместе с “народниками” категорически выступали против сохранения потолка квартплаты. На комиссии по госуправлению и делам самоуправлений депутаты от “НВ” с пеной у рта отстаивали интересы домовладельцев и напрочь отвергали все мои предложения к закону об аренде жилья. И тут вдруг, оказавшись в оппозиции и памятуя о грядущих выборах в муниципалитеты, в репшистах проснулось спавшее весь последний год чувство справедливости. Хочу отметить, что и разговоры репшистов о компенсации — тоже из рода дешевого популизма, поскольку предлагаемая ими сумма смехотворна, этих средств не хватит на решение проблем десятка тысяч семей. Обратите внимание: когда “Новое время” находилась в правительстве, не было выделено ни сантима на жилищное строительство. Также нули значатся и в графе компенсации малоимущим жильцам хозяйских домов. Эти нули символизируют результаты всей работы правительства Репше.

Очень скоро правительство все–таки будет вынуждено повторно направить в сейм законопроект о продлении срока сохранения потолка квартплаты. Мы тут же внесем свои поправки: выделить из бюджета на компенсации и на начало жилищного строительства 20 млн. латов. Также мы будем настаивать на сохранении потолка квартплаты минимум на 2 года, при этом не повышая фиксированную плату за один квадратный метр жилья. Вот тогда–то мы и увидим, как будут голосовать репшисты. Рискну предположить, что в момент голосования их забота о народе резко прекратится. Что ж, в этом случае хочу “обрадовать” коллег по сейму: мы собираемся направить каждому жильцу хозяйского дома поименный список депутатов, которые проголосуют за отмену потолка. Избиратели должны знать, кто выносит им смертный приговор. И тогда эти политики смогут на грядущих выборах в самоуправления расслабиться и получить удовольствие. За них на этих выборах (кроме десятка домовладельцев) никто не проголосует.

Помнится, после первого такого голосования за отмену потолка я вышел к пикетчикам — жильцам хозяйских домов — и передал им распечатку с поименным голосованием. Так этот список зачитывался вслух — как проскрипция в Древнем Риме. В ответ слышались вздохи и крики: “Не может быть! Как эти люди, за которых мы голосовали, могли выступить против нас, против народа?” Пользуясь случаем, хочу призвать всех граждан усилить давление на своих избранников. Депутаты должны чувствовать, что им придется отвечать за свои слова. Идите на прием к своим избранникам и требуйте от них конкретного решения проблемы денационализированных домов. Когда вы получите нужные обещания, обязательно скажите слуге народа, что через пару недель вы снова к нему заглянете и спросите, выполнил ли он свои обещания. Я уже наблюдал подобную картину, и, скажу я вам, зрелище впечатляет. У депутата от правящей коалиции, когда он слышит, что избиратели от него не отстанут и через неделю, и через две, становится грустное лицо, и он понимает: придется что–то делать, а то ведь жизни не будет…

Мы, левая оппозиция, можем в сейме бороться до потери пульса, но если не будет общественной поддержки, давления на всех парламентариев, то никаких подвижек тоже не будет. Пример с реформой образования показал, что, когда люди выходят на улицы, когда идет сильный “накат” общественности, властям приходится идти на компромиссы, приходится, по крайней мере, смягчать свои непродуманные планы. Ведь и реформа школ нацменьшинств сегодня реализуется куда как мягче, учителям, как можно понять из высказываний чиновников минобразования, дали указание вести латышские уроки билингвально — то есть объяснять на родном языке непонятные латышские термины. Это уже прогресс.

Чудес не бывает, и если вы продолжите просто сидеть на кухне и сетовать на тяжелую жизнь, то ничего не изменится.

— В преддверии выборов у ряда политиков проснулось не только чувство справедливости, но и резко усилилась ненависть к России, к нацменьшинствам. Вот и идеолог “ТБ” г–н Зариньш в интервью нашей газете заявил, что, например, с конгрессом русских общин — ОКРОЛ — вести диалог нельзя, поскольку в вопросах языка, образования не может быть компромисса.

— Концепция у власть имущих простая: безоговорочная капитуляция. Народ должен смиренно соглашаться со всем, что правые политики предлагают. Вот только в демократическом обществе так не происходит, и напрасно правые политики надеются на смиренную покорность нацменьшинств — они отстаивали и будут отстаивать свои права. А г–н Зариньш, видимо, забыл, что половина населения Риги — русскоязычные. Как же “тевземский” идеолог собирается баллотироваться в Рижскую думу, игнорируя интересы половины жителей города? И вообще хочется спросить у философа Зариньша: он–то хоть понимает, чем Рижская дума занимается? А занимается она не философией, а простыми житейскими вопросами — водой, канализацией, дорогами. Это вам, г–н Зариньш, не марксизм–ленинизм преподавать!

Что же касается антироссийской риторики большинства правых политиков, то это объясняется просто, почти по Фрейду. Как известно, у Латвии отобрали (точнее, наши власти сами добровольно отдали) все. Экономику регулирует Еврокомиссия, а основную внешнюю политику — США. Что остается бедным латвийским политикам? Правильно — только ругать Россию. Фактически Россия и русские — это последняя надежда, последняя отдушина для наших националов. Они мне напоминают японцев, которые у себя дома вывесили чучела своих начальников, чтобы можно было таким вот образом — избивая чучело — снять напряжение. В душе многие латвийские политики ненавидят уже и ЕС, и американцев, втравивших их в бессмысленную и незаконную войну в Ираке, но ругать “больших начальников” они решаются только дома, на кухне. А публично в качестве отдушины выступает Москва. Вы вспомните последние дебаты в сейме, когда обсуждался вопрос о продлении срока нахождения нашего контингента в Ираке. Казалось бы, ну какая здесь связь с Россией — она вообще никаким боком в иракском конфликте не участвует? Ан нет, все дебатирующие правые политики бегло переходили от Ирака к России, к ее политике в Чечне. Абсурд, конечно, но что поделаешь: нельзя же ругать США, приходится говорить о “родной” России.

Полагаю, что эта антироссийская политика — надолго. Больше ничего правые националы народу предложить не могут. Они не в состоянии адекватно реагировать и на острые социально–экономические проблемы — рост цен, инфляцию, безработицу. Приходится отвлекать голодных пенсионеров рассказами о промосковских силах, о русских врагах, которые покушаются на госязык, на интересы титульной нации. Самое печальное, что народ готов это варево кушать.

22.09.2004 , 14:29

"Вести сегодня"


Написать комментарий