Страсть к покупкам — врожденная болезнь

Случается, что невинная любовь к шопингу становится смыслом жизни и начинает разрушать психику. Настоящий шопоголик не может уйти из магазина, не купив хоть чего-нибудь. Пускаясь во все тяжкие, такие люди складируют одежду, влезая в долги и транжиря семейные средства

Страусиные перья для банковского клерка

У 33-летней Светланы три года назад обнаружилась пламенная страсть. Молодая москвичка прямо-таки одержима покупками. Здравый смысл утрачивается, стоит ей заглянуть в магазин. Гардероб ее забит колоссальным количеством одежды: от деловых костюмов до роскошных вечерних платьев. Но эти вещи женщина почти не использует. Она — мелкий банковский служащий, не выходит в свет и не посещает вечерние мероприятия. Поначалу Света воспринимала свое увлечение как обычный способ разрядки: в последние годы у нее постоянно случались размолвки с мужем. Она влюбилась в человека моложе себя, который не отвечал ей взаимностью. “Помню, как решила развеяться от грустных мыслей. Поехала за границу, в Италию. Там-то и вошла в раж, моментально потратила все деньги и вернулась домой раньше срока”, — вспоминает Света. Дома аппетит разыгрался еще больше. После магазинных марафонов она приносила домой полную бессмыслицу, например шляпку со страусиными перьями. За два месяца Светлана взяла взаймы несколько десятков тысяч долларов. Родные, будучи не силах удерживать Светлану, повели ее к психиатру.

Не каприз, а дефект мозга

Выяснилось, что молодая женщина страдает зависимостью — ониоманией, желанием постоянно что-то покупать. В клинике таких пациентов немного, но они есть. "Это заболевание хорошо знакомо психиатрам. Такие люди не могут обойтись без покупки, — рассказывает профессор Александр Тхостов, заведующий кафедрой нейро- и патопсихологии МГУ.

Шопомания схожа с любой другой зависимостью: алкогольной, наркотической или азартной. По мнению ряда психиатров, в основе ее лежит врожденная дефектность мозга.
Синдром Абрамовича

Считается, что настоящее влечение к покупкам возникает только у женщин. Но это не так. Сильная половина человечества подвержена шопингу не в меньшей степени.

“Истинный шопоман — Роман Абрамович, — говорит врач НИИ психиатрии имени Ганнушкина Виктор Ханыков. — Судите сами: покупать три самые дорогие яхты в мире — это разве оправданный поступок? Достаточно одной. А вот три — явно человек не может остановиться. Иные ставки, иные суммы, но налицо болезненное пристрастие. Ведь сделанный выбор неразумен”.

Женская нервная система более подвижна, чем мужская, поэтому женщины никогда не фиксируются на чем-то одном. Для них шопоголизм принимает характер множества мелких покупок. Результаты исследований показали, что в преддверии покупки способность здраво и рационально мыслить у больных ониоманией женщин практически исчезает, а напряжение в отделах, управляющих эмоциями, нарастает до предела.

Неврастеники высшего света

Ониоманы часто попадаются известному стилисту, арт-директору сети московских салонов Franck Provost Дмитрию Орлову. По его наблюдениям, шопоголики праздно проводят время. Транжирство — их досуг. “Они домохозяйки, их кредитные карты полны, — рассказывает Дмитрий. — С утра они заходят ко мне в салон, наводят красоту и устремляются в глубины Третьяковского проезда. А вечером выбредают из бутиков и укладывают очередную партию пакетов в свою машину”.

Они всегда зорко следят за сезонными тенденциями, вступая между собой в негласную гонку. Кто быстрее слетает в Милан и станет обладательницей шубки, которой еще нет на прилавках? Еще у Димы есть подруга Яна, у которой под гардероб оборудован целый этаж элитного коттеджа. Яна — светский персонаж. Когда она собирается куда-то выезжать, то вызывает Диму, чтобы вместе составить вечерний туалет. Только обуви у нее 150 коробок. Среди такого изобилия найти подходящие туфельки непросто. На каждой коробке у нее наклеена фотография с изображением содержимого. В тряпочных мешочках хранятся раритетные сумочки от Лакруа и Диора. А сосчитать количество эксклюзивных и уникальных платьев, юбок, брюк невозможно. И дома она содержит специальный персонал, который занимается перетряской и сортировкой вещей.

Лечиться надо

19-летняя американская телезвезда Линдсей Лохан тяжело больна: ее мучает непреодолимая тяга к покупкам. За один набег она выносит из бутиков одежды и аксессуаров на сто тысяч долларов. Дома все гардеробы, шкафы и даже отдельные комнаты уже ломятся от одежды, которую она даже ни разу не надевала. Годовой бюджет ее гардероба перевалил за миллион долларов. Поняв, что так дальше продолжаться не может, Лохан наняла специалиста-психолога, но это не помогло: как только звезде удается выкроить несколько часов в перерывах между съемками, она опять пускается по магазинам. Несмотря на то что уже купленной одежды ей точно хватит до конца жизни.

Пять признаков болезни:

  1. Покупка происходит импульсивно, под влиянием внезапного желания.
  2. В процессе других дел спонтанно возникают мечты о шопинге.
  3. Невозможность покупки дает резкое ухудшение настроения.
  4. В шкафу масса бесполезных вещей.
  5. В гардеробе есть одинаковые вещи разных цветов или несколько вариантов одного и того же наряда.

КОММЕНТАРИЙ

Зураб КЕКЕЛИДЗЕ, заместитель директора Института судебной психиатрии имени Сербского:

Мужчина, направляясь в супермаркет, формирует в голове цель: ему нужна пила, топор и пиджак. В то время как у женщины конкретного выбора в покупке нет. Она всегда идет покупать “нечто”. Вообще, приобретение вещей зависит от нашего внутреннего состояния. Мы выбираем не только разные фасоны, но и цвета. Встревоженный человек “одобряет” яркую гамму — красную, оранжевую. Если настроение у нас тоскливое, то мы отдаем предпочтение блеклым полутонам. Замечено, что мужчины, пребывающие в дурном расположении духа, инстинктивно реализуют свою подавленность через пищу. Они закупают много еды. А представительницы слабого пола подсознательно “зацикливаются” на одежде.


Написать комментарий