Золотая сотня. Кто следующий?

С начала октября 2004 года самая тиражная латышская газета «Латвияс авизе» при поддержке интернет-портала «Аполло» и Латвийского телевидения осуществляли проект «100личностей Латвии»

Крупнейшая газета страны выпустила книгу «100 личностей Латвии»

Вчера в здании Академии наук организаторы представили итог проекта – альбом на мелованной бумаге с биографиями самых-самых латвийцев, деяния которых за последние 150 лет помнят и ценят в сегодняшней Латвии. В золотую сотню попали лишь трое нелатышей – Михаил Таль, Гидон Кремер и Фридрих Цандер.

Кто выбирал

К началу голосования команда из 12 экспертов под руководством академика Яниса Страдиньша подготовила для голосующего народа «черновик» из 375 имен в 12 номинациях.

В число государственных деятелей попали отец и сын Чаксте, Карлис и Гунтис Улманисы, Ивар Годманис и Анатолий Горбуновс, а также шведский министр Лайла Фрейвалде и латвийский президент Вайра Вике-Фрейберга. Из деятелей советского периода не попал никто, а из «красных» латышей сделали исключение для одного Петра Стучки.

К выдающимся священнослужителям были причислены лютеранские и католические епископы и кардиналы, основатель латышского неоязычества-«диевтурибы» Эрнест Брастиньш. Из православных – Святой Иоанн Рижский и Митрополит Рижский и Всея Латвии Александр.

Среди военных деятелей рядом с командирами Первой мировой и Освободительных боев Янисом Балодисом, Фридрихом Бриедисом и Оскаром Калпаксом были предложены красные командиры Иоахим Вациетис, Роберт Эйдеман, а также искавшие третий путь между красными и коричневыми Янис Курелис и Кристап Упелниекс. Не забыли и генерального инспектора Латышского легиона СС Рудольфа Бангерскиса.

В когорту литераторов и издателей попали Райнис с Аспазией, Кришьянис Баронс, Александр Чакс. Из нелатышей свезло одному Роальду Добровенскому, увековечившему в своем романе «Райниса и его братьев».

В компании латышских композиторов и исполнителей оказались победительница «Евровидения» Мария Наумова и скрипач Гидон Кремер. Судя по списку предпринимательской элиты, никто из латвийских русских или евреев не проявил деловой смекалки. Зато среди спортсменов были замечены ныне здравствующие олимпийские и иные чемпионы гребец Иван Клементьев, стрелок Афанасий Кузьмин, шахматист Михаил Таль, гимнаст Игорь Вихров и саночница Вера Зозуля.

Поправки на народ

Свое мнение по предложенным кандидатурам высказало без малого 7000 человек. В результате список экспертов пополнился 2405 именами, в том числе депутатов Сейма и самоуправлений. С точки зрения публики, на первом месте оказался «отец дайн» Кришьянис Баронс, на втором – Карлис Улманис, на третьем – классик Рудольф Блауманис. Далее следуют Вайра Вике-Фрейберга, младолатыш Кришьянис Валдемарс, первый главком Оскар Калпакс, скульптор Карлис Зале, поэт и демократ Райнис и маэстро-политик Раймонд Паулс.

Альбом с биографиями самых-самых латвийцев в преддверие рижского саммита НАТО будет издан на английском. В экспортный вариант включат выпавшие из основного списка жизнеописания спасителя евреев Жаниса Липке, священномученика Иоанна Рижского (Поммера) и нескольких латгальцев.

Эта книга весом 2 килограмма и 108 граммов – едва ли не шедевр полиграфии. Каждая из биографий богато проиллюстрирована. Группа экспертов выверила точность фактов.

Это совместный проект двух издательств – газеты и Петериса Апиниса, который обошелся им в 30 000 латов. Председатель правления «Лауку авизе» Виестурс Серданс выразил надежду, что книга, изданная тиражом 6000 экземпляров, будет востребована, несмотря на высокую цену – 27 латов при покупке в магазинах и 25 – в редакции. Подарочные экземпляры книги получат герои или их родственники, они будут переданы в музеи, а также подарены самым активным участникам опроса.

Как правильно говорили выступавшие, испытываешь гордость от того, что такая небольшая страна имеет столько выдающихся личностей – можно было бы не одну, а две и три сотни набрать!

И то, что одни попали в поле зрения авторов, а другие – нет, это только игра, по меткому выражению режиссера Яниса Стрейча. А игра привносит в жизнь оживление, а также является приметой демократии. Именно так нужно относиться к выбору персонажей.

В общем, получилась замечательная энциклопедия главных деятелей латышской общины от первой Атмоды до наших дней. Единственно, не надо было называть итоговое издание и проект «100 личностей Латвии», а написать: «100 выдающихся латышей».

Не пора ли и русским Латвии собрать под одной обложкой биографии тех людей, которых они считают выдающимися, как уже сделали латвийские евреи? Речь не идет о противопоставлении – о дополнении в целях исторической правды и полноты картины.


Написать комментарий