Митинг — голодовка — самосожжение?

Сразу же после окончания встречи министра интеграции Нила Муйжниекса с голодающими родителями появилась информация агентства BNS, где было написано, что "разговор перерос в личные оскорбления: парламентского секретаря секретариата министра по вопросам интеграции А. Брандавса назвали ассимилировавшимся русским, а Муйжниекса — фашистом из Канады". Коллеги, где ваша журналистская этика?

А. Брандавс действительно удостоился такого эпитета, но Муйжниекса фашистом никто не называл.

Корреспондент “Вести Сегодня” присутствовал во вторник на этой встрече и может подтвердить: впервые встреча представителей русской общины с посланниками правительства проходила без заискивания и экивоков. Разговор был жесткий, участники голодовки были настроены наступательно, а г–н министр вел себя так, будто пришел на какую–то светскую тусовку, — сидел вальяжно, по–американски, беспрестанно хихикал и улыбался. Хотя, как известный (правда, в прошлом) правозащитник, должен был понимать, что перед ним люди, ослабленные 17–дневной головкой и доведенные до предела и физически, и морально. И по крайней мере, если не как министр, то как человек мог хотя бы изобразить сочувствие на своем жизнерадостном лице.

Диалога не получилось, констатировал сам министр. Добавим: не получилось в очередной раз. Как он не получался все предыдущие годы, когда на месте жестких активистов штаба были мягкие лашоровцы. Хотя требования с тех пор не изменились: предоставьте свободу выбора языка обучения и дайте русским Латвии гарантии сохранения образования на родном языке! Даже на мораторий не пошли власти, предпочли вместо этого какие–то косметические поправки. Но, господа хорошие, как только в эти дни в очередной раз закачалось правительство Эмсиса, стало ясно, что все ваши уступки существуют лишь на словах!

Перед началом учебного года Министерство образования пичкало нас рекламным роликом, в котором появились новые пропорции — 40:30:30. Позвольте спросить: в каком законе они закреплены? Увы, там по–прежнему остается 60% на госязыке. На официальном уровне министр образования заявил, что никаких проверок соблюдения закона в школах не будет! Читай: дал разрешение саботировать реформу. Спасибо, г–н Радзевичс! Вы действительно самый лучший министр всех времен и народов, как вас назвала директор одной русской школы. Ибо министров, которые бы призывали не исполнять закон, у нас в стране еще не было…

И наконец главный подарок русским — “Закон о школах нацменьшинств”, который готовит рабочая группа МОН и Министерства интеграции. Кстати, на встрече с голодающими министр интеграции признался, что закона еще вообще не видел. А ведь, по официальной информации, в черновом варианте он уже существует! Почему закон не подготовили к 1 сентября, а вместо этого все силы были брошены на разработку второстепенной лашоровской программы для основной школы? Может быть, потому, что нынешнее правительство меньшинства уж очень неустойчиво и в любой момент может рухнуть?

И тогда вместо белого и пушистого Радзевичса кресло министра образования займет железобетонный Шадурскис или какой–нибудь соратник Добелиса. И все компромиссы и уступки по реформе, сделанные лишь де–факто, а не де–юре, превратятся в пшик, а недописанным новым законом можно будет разве что подтереться.

Пару слов о “фашисте из Канады”. Латышские коллеги (уж не знаю, умышленно или случайно) слили две мысли в одну. На самом деле участники голодовки заявили министру, что намерены до последнего бороться за русскую школу, потому что Латвия — это их родина, и ни они, ни их дети не собираются отсюда уезжать в какую–нибудь Канаду. А когда речь зашла о законе образования Первой ЛР, на праве преемственности которого настаивали участники голодовки, министр заметил: в 30–е годы только 20% русских владели госязыком, так что тот закон не обеспечивал высокого знания латышского у выпускников нацменьшинственных школ.

— И за это вы сейчас мстите нам, нашим старикам–родителям и нашим детям?! — воскликнул один из голодающих. — Тогда это государство — фашистское, и вы ничем не отличаетесь от террористов в Беслане!

Похоже, ни министр, ни парламентский секретарь не ожидали услышать таких резких слов или просто впервые встретились лицом к лицу с представителями штаба. А участники акции подлили масла в огонь, заявив, что среди их сторонников есть люди куда более радикальных взглядов. И они уже на митинги не ходят… Если вспомнить, что один из участников голодовки — Игорь Ватолин еще перед началом этой акции всерьез рассматривал идею устроить самосожжение у памятника Свободы, но потом отверг ее как чрезмерно радикальную, то становится ясно: если власти умудряются игнорировать массовые митинги и полумесячные голодовки, то они загоняют своих оппонентов в угол. И следующим шагом может стать самосожжение. И хорошо, если оно произойдет возле нашей Милды, а не у здания Европарламента…

10.09.2004 , 15:38

"Вести сегодня"


Написать комментарий