Рижские приключения пятого колеса

Нелепица заключается в том, что каждый год Рижская дума увеличивает расходы на ремонт дорожного покрытия, а тому — хоть бы хны. Количество ям в нашей столице не уменьшается. В одну из таких ям и въехала моя машина аккурат в ночь на Лиго (потому что когда же еще попасть журналисту в историю, если не в самое неподходящее для этого время)

Дело было на улице Мелнсила. Теперь я отлично знаю, что такое стоять на краю дороги у машины со спущенным колесом и в растерянности хлопать глазами: помилуйте, первый час ночи — как действовать и кого звать на помощь?
Признак всенародного равнодушия

В полицейском протоколе так и записано: “Яма находится в середине проезжей части и имеет около 70 сантиметров глубины”. При такой глубине это и не яма вовсе — новый агенскалнсский провал, куда может упасть не то что машина, но и собака средних размеров. Не говоря уже о детях.

К счастью, дети в яму не свалились. Свалилась моя машина — сначала передним колесом, а потом по инерции и задним. С натужным воем выехала на ровную поверхность, но дальше двигаться отказалась. Во-первых, в наличии имелось пробитое переднее колесо, во-вторых — водитель с волосами, вставшими дыбом от ужаса. Попробуй не испугайся, когда твой автомобиль вдруг с грохотом валится непонятно куда!

У происшествия имелись свидетели, а именно — друзья, которых я подвозила до дома. Услышав шум, они вернулись от дверей квартиры на улицу. Разумеется, сначала были охи и ахи. Затем возникла пауза. Каждый напряженно думал: “Что делать дальше?”

В первую очередь водитель пострадавшей машины должен звонить в Дорожную полицию, — говорит юрист Айвар Боровковс. — Прибывший на место патруль обязан зафиксировать обстоятельства аварии. Затем протокол может быть использован в суде против организации, обслуживающей данный участок дороги.

Несколько лет назад, будучи председателем Латвийского общества юристов, Айвар Боровковс первым объявил войну ямам на дороге. Может, ямы допекли Боровковса как водителя, но сам он объясняет инициативу иначе:

Каждый год в автоавариях страна теряет около пятисот своих жителей. Это чудовищное для Латвии число! Если бы такое количество людей погибало в результате военной агрессии, у нас давно бы ввели комендантский час.

Но поскольку люди страдают не на войне, а на обычных дорогах, власти только пожимают плечами: “А что мы можем поделать?” Латвийское общество юристов уверено, что толку от такого жеста беспомощности мало. Было решено силой заставить власти думать о проблеме. Пару лет назад юристы объявили, что первые двадцать водителей, пострадавших от ям на дороге, при обращении в суд получат бесплатную адвокатскую поддержку.

Таким образом мы хотели начать судебную практику, — говорит Боровковс, — потому что до сих пор равнодушны были не только чиновники, но и водители — они ленились подавать иски и выяснять отношения даже в случае, если машина получала серьезные повреждения.

И Айвар Боровковс столкнул-таки с места этот камень всенародной лени. Суды начали рассматривать первые тяжбы о возмещении ущерба, причиненного водителям по причине скверного дорожного покрытия.
Не запастись ли полисом?

Кроме того, теперь в Латвии действует специальный проект Bedre. Он создан нашим бюро в сотрудничестве со страховой компанией BTA, — сообщил Боровковс.

Суть проекта заключается в содействии водителям, оказавшимся в беспомощном состоянии на краю огромной дорожной ямы. По телефону 6121212 можно вызвать экспертную бригаду, которая прибудет на место в любое время суток.

Наши эксперты фотографируют картину ДТП и помогают полиции правильно оформить документы, — рассказал юридический руководитель проекта Bedre Улдис Папанс. — Очень важно, чтобы в документах было сразу записано, что причиной происшествия стало плохое состояние дорожного покрытия.

Затем материал попадает к юристам, которые подают в суд на организацию, обслуживающую данный участок дороги, и взыскивают с нее компенсацию.

Еще проще владельцам нового страхового полиса KASKO-Bedre, — рассказал Папанс. — Первой в Латвии этот вид страхования предложила компания BTA. Если в беду попал владелец такого полиса, то компенсацию на ремонт автомобиля он получит уже через несколько дней. А мы готовим пакет документов для обращения в суд. Такие случаи за недолгое время существования программы исчисляются уже десятками.

Юристы признают, что не всякая страховая компания согласна оплачивать ущерб по полису ОСТА. Тогда пострадавшему придется либо смириться с тратами на ремонт, либо самостоятельно судиться с обслуживающей организацией.

“Пишите, Шура, пишите…”

За дороги в Риге отвечают четыре обслуживающие организации. Их работники каждый день осматривают дорожное покрытие в своем предместье. Если появилась яма, то специалисты обязаны заделать ее в течение четырех часов, — сообщила Телеграфу представитель Департамента сообщения Рижской думы Иева Праулиня.

По словам госпожи Праулини, в Риге бывали случаи, когда самоуправление выплачивало компенсации владельцам автомобилей, поврежденных из-за плохого состояния дорог.

Но напомню, что для этого водителю нужно иметь протокол полиции и оценку ущерба, проведенную независимыми экспертами (например, в техническом центре вашей страховой компании. — М.С.), — добавляет она.

Независимых экспертов следует навестить в течение трех рабочих дней после аварии. Затем с жалобой на ямы нужно идти прямо в Департамент сообщения РД. Если ДТП произошло во дворе — а это вполне возможно, учитывая невеселое состояние наших внутренних кварталов, — то жаловаться нужно либо хозяину участка, либо в исполнительную дирекцию предместья, если земля в этом месте принадлежит самоуправлению.

Так я и поступила. В исполнительной дирекции Курземского предместья встретили любезно.

Уничтожение ям во дворах — наш приоритет, — передал через пресс-секретаря исполнительный директор Арманд Агрумс. — В этом году нам впервые дали на это деньги. Правда, просили мы 430 тысяч латов, а получили только 115 тысяч. На все ямы средств не хватит, будем ремонтировать самые глубокие.

Памятуя о собственных переживаниях ночи Лиго — вызове полиции, замене пробитого на краю ямы колеса, которое теперь не подлежит ремонту, и посещении автосервиса, — я заикнулась о компенсации. Право, так же на моем месте поступил бы любой. Но на этот вопрос в Курземской исполнительной дирекции ответили с ледяным спокойствием опытных чиновников:

Что же, напишите жалобу. Ответ получите в течение двух недель.

Стоит ли связываться? Еще подумаю.

Сообщи!

Заметив на проезжей части опасную яму, не оставайтесь равнодушными — сообщите об этом по бесплатному телефону Департамента сообщения Рижской думы 8003600 и предотвратите возможную аварию. После чего в ближайшее время на место приедут дорожные службы и приведут его в порядок.

Денег не хватает

По информации Департамента сообщения Рижской думы, в этом году столичное самоуправление выделило на обслуживание дорог (уборку, содержание остановок общественного транспорта и залатывание ям) 7,83 млн. Ls. Это больше, чем в 2005 г., когда муниципалитет расщедрился только на 6,4 миллиона. Но специалисты советуют не спешить с выводами. “Из-за инфляции стоимость дорожных работ за последний год сильно возросла, — считает представитель департамента Иева Праулиня, — и количество заделанных ям, к сожалению, растет совсем не так быстро, как финансирование”.

Маргита СПРАНЦМАНЕ


Написать комментарий