Коммуналки – на приватизацию

О том, что происходит в последний период приватизации жилья в стране, «Час» побеседовал с начальником жилищного управления Рижской думы Арией Стабиней и директором департамента по правовым вопросам госагентства «Майоклю агентура» Индулисом Краузе

С 1 июля можно приватизировать комнату в коммуналке, не спрашивая на это разрешения соседей

Не спросясь соседа

«Час» не раз публиковал письма, в которых жители коммунальных квартир жаловались, что из-за капризов или недальновидности соседей они не могут приватизировать свою комнату в коммуналке, поскольку ранее закон разрешал приватизировать лишь всю квартиру целиком, на это нужно было согласие всех соседей-квартиросъемщиков. В этом случае квартира становилась общей собственностью.

И вот на закате приватизации правительство сделало шаг навстречу невинным жертвам законотворчества, наверное, чтобы не пополнять многочисленный отряд бесправных жильцов денационализированных домов, попавших в ловушку из-за поспешного принятия закона о денационализации.

Приватизация комнат в коммунальных квартирах освободила часть жильцов от круговой поруки соседей, среди которых были и должники, и просто люди безответственные, – сказала «Часу» Ария Стабиня. – Но, с другой стороны, у тех же обитателей квартир впоследствии возникнут проблемы с обслуживанием и оплатой общих площадей.

Неужели длительный процесс приватизации закончится? Ситуацию объясняет Индулис Краузе:

Приватизация завершается 31 августа, как было указано в законе. Все наниматели, чьи дома переданы на плановую приватизацию, уже давно получили приглашения и могут ими воспользоваться еще в течение ближайших двух месяцев, если хотят получить свое жилье за сертификаты. А 31 августа «флажок упадет».

После этого срока, очевидно, жилье также можно будет получить в собственность, но уже на других условиях – за деньги, – рассуждает Индулис Краузе. – Это будет уже другой порядок покупки как государственной, так и муниципальной собственности, который будет регламентировать другой закон. Он четко определит дальнейший порядок продажи, отчуждения неприватизированных квартир. Над его проектом сейчас работают специалисты.

Жив курилка!

Однако сертификату говорить «прощай!» еще рано – он будет как условная единица там, где по закону его можно будет применять.

Закон о приватизации жилых домов какое-то время еще будет действовать, скорее всего, до тех пор, пока в Латвии все жилые дома не будут переданы на приватизацию, – продолжает г-н Краузе. – Есть дома, чья принадлежность оспорена в суде, есть нерешенные вопросы с собственностью земли. Но всем, кому положено приватизировать жилье, такая возможность будет дана. Причем за сертификаты, потому что срок их действия закон не ограничивает. А через два месяца приватизация кончается для тех, кому такая возможность была предложена, но они ею не воспользовались.

Также согласно закону о приватизации жилых домов будет продолжаться приватизация земельных участков под приватизированными государственными и муниципальными домами. Не значит ли это, что рижане смогут приватизировать внутриквартальные участки – свои дворы, расположенные рядом пустыри, поляны, рощи, вокруг которых сейчас кипят страсти?

Приватизация любого дома, государственного или муниципального, предусматривает приватизацию конкретного участка, к которому привязан дом, и не больше, а новая привязка практически невозможна, – сказал г-н Краузе. – Людям, которые хотят закрепить за домом дополнительные участки, надо вступать в переговоры с владельцами земли уже на условиях покупки или аренды.

- А как повлияет на приватизацию в Риге недавнее решение Конституционного суда, признавшего действия Лиепайской и Вентспилсской дум неправомочными в вопросе частичного разрешения на приватизацию жилья? – спросил «Час» г-на Краузе.

Если более четко говорить о решении Конституционного суда, то следует уточнить, что решение Вентспилсской или Лиепайской думы не оспаривалось, оспаривался закон, конкретно статья закона о приватизации жилых домов, которая дала некоторым само- управлениям возможность принять такое решение. Так что закон одинаков для всех жильцов. В частности, в этих городах жильцы должны теперь вернуться на много лет назад и начать процесс с нуля.

- Не значит ли это, что те квартиры, которые Рижская дума выдает очередникам без права приватизации, в частности жилье в Дрейлини, теперь можно приватизировать?

Суд Сатверсме не распространяется на квартиры в Дрейлини и те, которые самоуправление выделило жильцам согласно закону о помощи малоимущим в получении жилья (тем, кто стоял в очереди на получение жилья само- управления), – сказала Ария Стабиня.

Все ошибаются?

Сейчас, когда приватизация заканчивается, можно, оглянувшись назад, определить, все ли было сделано правильно, нужна ли была нам всеобщая приватизация или отдавать жилье в собственность можно было только жителям с определенным достатком, ведь сейчас люди стонут: как, например, на свои деньги починить крышу?

Не надо было разрешать приватизировать квартиру на третье лицо, а только на нанимателя и ту квартиру, в которой он проживает, – замечает г-жа Стабиня. – Это дало возможность аферистам и просто безответственным родственникам отнимать у людей квартиры. Ведь закон не давал гарантию, что тот, кто приватизировал, обязан сохранить за прежним нанимателем право на пожизненное пользование квартирой, не обязывал нового владельца предоставить нанимателю новое жилье. Начались обманы, сотни людей остались на улице, и это поставило самоуправление перед необходимостью обеспечивать огромное количество людей муниципальными квартирами. А их нет.

Цифры

Не приватизированы в Латвии

230 государственных домов,

800 муниципальных,

400 коммунальных квартир,

250 – в Риге.


Написать комментарий