Пешки против королей

Пожалуй, впервые в жизни после обозрения скамьи подсудимых так отчетливо и остро проявилась двойственность чувств. Не помнится, чтобы такое количество представителей городских масс-медиа встретились не на дружеской пирушке, а в зале суда. В самом деле, необычный и странный процесс: и подсудимые, и потерпевший по роду своего основного занятия — журналисты. Интересно и то, что первые когда-то начинали свою бурную трудовую деятельность именно в газете истца. Потерпевший по делу — директор SIA Latgales Reklama, издатель газеты «Миллион» Григорий Немцов. Обвиняемые — бывшая журналистка газеты «Сейчас» Людмила Стома и бывший журналист, ныне главный редактор газеты «Сейчас» Анатолий Вавинский.

Невинность и невиновность

Так уж устроен этот журналистский мир. За десять минут до заседания вряд ли кто-нибудь посторонний смог бы отличить «правых» от «неправых». Особое сочувствие выказала пишущая братия подсудимому Толе. Главный редактор «Сейчаски» явился на заседание раненым: заклеенный левый глаз и надетые поверх очки выдавали мужественного человека, мученика, вечного сеятеля всего истинного и только доброго. Холодные глаза неприступной Людмилы Стомы являли образец выдержанности, мудрости и веры в правое дело, что с первых же минут заседания Людмила и продемонстрировала.

После оглашения судьей статьи уголовного закона, по которой преследуются журналисты, обвиняемая Стома попросила слова и выдала собственное видение происходящего над ней процесса. Сославшись на закон о СМИ, Людмила поведала суду, что не может быть подсудимой, в полной тишине пояснив, что уголовное дело на нее заведено противозаконно. Железная логика сразила наповал присутствующих! Короткая и блестящая речь не закончилась овациями лишь по причине вопроса дотошного судьи: данное выступление, поинтересовался судья, есть мнение, пояснение либо официальное заявление подсудимой? Оказалось – заявление, которое Людмила попросила приобщить к делу. И поскольку должным образом суд на речь не отреагировал, другими словами, предложений покинуть скамью подсудимых не последовало, — Людмила еще раз, сославшись на закон о СМИ, продекларировала, что не несет никакой ответственности за свои статьи. Вся ответственность лежит на главном редакторе газеты, коим в ту бытность был  Андрей Ковалев!

Боец невидимого фронта, «битый волк» Толик попыток сбежать из зала суда не делал. Но и виновным себя также не признал.

Это хорошо, когда плохо

Весь сыр-бор разгорелся летом-осенью прошлого года. Именно тогда газета «Сейчас», принадлежащая олигарху «местного разлива» Марьяну Панкевичу, буквально засыпала своих читателей информацией о конкуренте, издателе «Миллиона» Григории Немцове. Вместо новостей из номера в номер читателям впихивали подробности жития и бытия Немцова. Газета «обсасывала» сама же выдуманные пикантности, интерпретировала по своему усмотрению факты, просто откровенно лгала. Более интересной темы Марьян Панкевич не знал: с думой о Немцове ложился, с думой о Немцове вставал! Психические обострения, нездоровое влечение к Немцову во время подписной кампании, все это, понятно, не могло не отразиться на рейтинге газеты. Уважающее себя и своих читателей издание не могло отплатить магнату Панкевичу той же монетой. И хотя «Миллион» вновь собрал лучшую подписку в городе, запущенная в умы «зараза» сделала свое дело: подписная кампания была сорвана — выделенные деньги оказались пущенными на ветер. Подписать ожидаемого и запланированного читателя издатель не смог.

О чем же писала газета «Сейчас»? О том, что у Немцова все плохо. 7 августа в одной из статей Людмила Стома так и говорит: «У Немцова совсем плохо идут дела», поэтому он стал сотрудничать с партией «Латгалес Гайсма», к чему «Немцова побуждают лишь меркантильная заинтересованность, проще говоря, желание улучшить свое материальное положение». «За лояльность Эйгим определенно пообещал…» Другая статья, автор – та же Людмила Стома: «Немцов опять обманул жильцов», «дом разваливается буквально на глазах… данная мачта (антенна — прим. автора) продолжает разрушать жилой дом».

Не отставал от коллеги и «сеятель доброго» Анатолий Вавинский: «Немцов использует политику для своего обогащения», «занимается вымогательством» и т.д. и т.п. После подобных публикаций и вправду впору задуматься: что за «монстр» содержит газету, для которого нет ничего святого?!

Однако как возразить? Если не желаешь уподобляться нездоровым людям со звериными инстинктами? Если даже принцип «Сам дурак» давно и единолично присвоен тем же Панкевичем. Взывать к совести? К чьей? К совести того, у которого понятия «честной конкуренции», «элементарной порядочности» лежат в области аллегорий?

В зоне действия знака

После публикаций в «Сейчас» компрометирующих статей, этой газетой были получены и опубликованы письма, подписанные, в частности, председателем Партии Народного Согласия Янисом Юркансом и председателем партии «Латгалес Гайсма» Рихардом Эйгимом, в которых по факту опровергались утверждения журналистов ( Рихард Эйгим даже выступил свидетелем на суде). Однако на газету «Сейчас» ни эти, ни подобные заявления никакого действия не возымели. Уже через неделю «Сейчас» выдала на гора, что «Немцовской вышке, похоже, крышка», что «Немцов за аренду крыши ничего не платит», еще через неделю — о новых страданиях жильцов: «Обманутые поплатились собственным покоем…», «из-за антенны сотрясаются стены здания» и т.д. Кстати сказать, выступивший на суде директор ПЖКХ г-н Вериго опроверг высказывания журналистки Стомы. Факт, заслуживающий пяти отдельных строчек: правду г-н Вериго говорит достаточно редко, а тут, что говорится, прорвало. Решающую роль все-таки сыграли представленные суду документы, а не собственное, «веригинское» видение положения вещей. Уличить же «Миллион» и г-на Вериго, регулярно мелькающего на страницах газеты, в симпатиях друг к другу — никак нельзя.

Что касается подсудимых, то ничего непредвиденного не произошло. Людмила Стома, не сумев впечатлить суд откровением о невиновности, построила защиту просто: во всем виноват бывший редактор Ковалев! За то, что публиковал! Сама она видела собственные публикации всегда в исправленном виде уже после выхода газеты в свет! Сама она ничего не придумывала, есть диктофонные записи, правда, где — неведомо. Должны быть у Ковалева!

Анатолий Вавинский, более интересующийся политическими взглядами Григория Немцова, доказывал суду, что от себя ничего лишнего не дописывал. Например, в заголовке статьи «Немцов использует политику для личного обогащения?» стоит вопросительный знак, который указывает на то, что сам автор, может, до конца и не уверен в подобной формулировке. И указав суду на маленькую черточку и пояснив, что данный знак обозначает прямую речь, всю ответственность возложил на председателя ПНС в Даугавпилсе Илью Подколзина. Ни суд, ни адвокаты так и не добились ответа, где кончается «действие знака» и идут слова автора. «Вся статья, — сообщил Толик, — есть прямая речь!» Отчего газета «Сейчас» не напечатала опровержение Яниса Юрканса, последовал ответ, рассмешивший зал: «Я брал интервью у Подколзина, он, видимо, имеет другое, отличное от Юрканса, мнение…» Затем, подумав, добавил: «Если бы Немцов попросил, я бы дал и ему слово. Но Немцов не просил…» Откуда Немцов должен был знать о готовящейся статье, также осталось невыясненным.

Кто стоит за кулисами?

И вот он, момент истины. Свидетелем в зал вызван Андрей Ковалев, бывший главный редактор газеты «Сейчас». После первой же реплики – «издатель просил меня делать компрометирующие статьи на Немцова», замер не только зал, но и судья, переспросив: «Какие такие компрометирующие?..» — «Критического толка! — не оробев, доложил Ковалев. — Которые я доводил до журналистов…» На дальнейшие вопросы судьи и адвокатов, кто несет ответственность за материал, бывший редактор «Сейчас» ответил: «В редакции имелся внутренний договор, который подписывали журналисты. Любой журналист имеет полное право делать в материал любые правки до его выхода, либо не пускать его в свет. Во всем цивилизованном мире, подписываясь под материалом, журналист несет за него ответственность. Редактор физически не в состоянии проверять всю добытую журналистами информацию. Что касается статей г-жи Стомы, материал готовила она лично, никаких дополнительных диктофонных записей ему, как редактору, она не предоставляла…»

Позиция адвоката подсудимых Элиты Трукшане оригинальности в прения сторон не внесла. За исключением, пожалуй, вопросов к тому же Андрею Ковалеву. Г-жу Трукшане почему-то живо интересовало, встречался ли до суда Ковалев с Немцовым? Оплачивает ли Немцов проезд из Риги, получал ли ранее Ковалев деньги за явку в суд? В общем, куда дует ветер, понятно. На следующем суде можно ожидать новых свидетелей. И, по всей видимости, тоже из Риги.

Суд отложен. По совести сказать, когда-то подобный суд должен был случиться. Весь этот провинциальный бардак порядком поднадоел! Чувства ответственности — вот чего не хватает провинциальной журналистике! Нехорошо говорить конкретно о коллегах, отношу всю эту провинциальную глупость, ломание копьев в пустых баталиях и к себе. Другое дело, когда жизнь человека ничему не учит. На все случаи жизни, понятно, тоже не застрахуешься, профессиональный риск остаться крайним всегда есть, однако относиться наплевательски к профессии просто глупо! Нет у нас никакой независимой журналистики, и самые зависимые люди как раз журналисты. Если риск оправдан, флаг в руки! Однако надеяться на то, что наши олигархи, думающие о своем животе, не подставят журналиста – глупо вдвойне! Довольно глупо мы все выглядим в суде. На скамье подсудимых. Ради чего и ради кого?..

Вот как оценил сложившуюся ситуацию наш коллега  Владимир Рудой из газеты «Динабург сегодня».
Под судом – журналисты «Сейчас»

Почему вопреки закону были проигнорированы письма, лучше всего сказал нынешний редактор газеты «Сейчас» Анатолий Вавинский. Он, следуя тем же установкам хозяина дискредитировать конкурента на газетном и телерынках, публикует статью “Немцов использует политику для своего обогащения”. Получив письмо Я.Юрканса, г-н Вавинский нисколько не усомнился в том, что написал сам, ссылаясь в статье и на суде на неких анонимных членов Партии народного согласия. Оказывается, как сказал на суде журналист, «Юрканс не знает, что делается в его партии в Даугавпилсе. Илья Подколзин лучше знает. Он и рассказал, что Г.Немцова собираются исключить из партии как “утратившего доверие и преследующего личные интересы”, как написано в статье». Больше года прошло, как некто со товарищи собирается выбрасывать из партии Немцова, но то ли руки не доходят, то ли проблемы возникли с изгнанием Немцова. Последний в отличие от И.Подколзина не вызывается в суд, куда его зовут бывшие партнеры по бизнесу, чтобы вернуть занятые им деньги.
Суд спрашивал у А.Вавинского, может ли он, автор статьи, написавший, что Немцов “занимался “вымогательством”, подтвердить это.
— Это не я говорю, а Подколзин, он лицо должностное – руководитель отделения Партии народного согласия, депутат — с него и спрос, — заявил допрошенный Вавинский. И добавил: — Вы же видите, что слово поставлено в кавычки.
Что они обозначают в данном случае, эти кавычки, не мог ответить ни один из трех лингвистов, докторов наук. Они дружно сказали, что автор явно не в ладах с правилами русского языка. Но трусоват, подготовил запасной окоп, если начнут стрелять.
Когда выяснилось, что анонимный источник это и есть И.Подколзин, запись беседы с которым А.Вавинский забыл принести на процесс, судья Э.Иокст принял решение перенести заседание на октябрь. Если пленка с записью той давней беседы существует или И.Подколзин повторит сказанное им, то ему придется отвечать за свои слова в гражданско-правовом порядке. И если депутату и партийному функционеру не хватило смелости назвать себя в статье А.Вавинского и он прикрылся личиной анонима и “группой товарищей”, то теперь горожане узнают, каковы совесть и прочие достоинства у избранника народа.
«Динабург сегодня», 7 сентября 2004г.

А вот как оценил эту же ситуацию наш коллега  Владимир Веретенников из газеты «Наша газета».
Г.Немцов против «Сейчас»: исход дела пока неясен…
«Мне дорого мое доброе имя как гарант моего бизнеса, – заявил издатель «Миллиона». – Отношение ко мне общественности зависит, во многом, от моих человеческих качеств, а снижение доверия ведет к упадку бизнеса». По мнению Г.Немцова, публикации в «Сейчас» являются крайне нечистоплотным методом конкурентной борьбы. Поругание своей чести он требует оценить в рамках 158 статьи Уголовного Закона, предусматривающей наказание за клевету в средствах массовой информации.
…Наиболее же интересными стали показания А.Ковалева, еще не так давно бывшего редактором газеты «Сейчас», в том числе и на момент появления в ней материалов, вызвавших возмущение г-на Немцова. Ожидалось, что он поддержит своих бывших коллег, но вышло наоборот: Ковалев заявил, что была-де установка от издателя «Сейчас» на то, чтобы… скажем так, критически освещать деятельность г-на Немцова, а журналисты всего лишь отрабатывали свой хлеб.
«Наша газета», 7 сентября 2004г.

09.09.2004 , 14:01

"Миллион"


Написать комментарий