Две дамы попали в опалу. И кому же они не угодили?

Ходят слухи, что Борис Березовский хочет прибрать к рукам нефтяной транзит Латвии по невысокой цене. И для сохранения этой цены нужно, чтобы отношения между нашими странами были плохими.

За один месяц рейтинг президента Вайры Вике-Фрейберги упал вдвое. А спикер Сейма Ингрида Удре, еще в июле имевшая вполне приличное 6-е место в рейтинге популярности, оказалась в тройке самых непопулярных политиков. Что же такого сотворили уважаемые дамы, что народ вот так вдруг отказал им в своих симпатиях? Впрочем, народ здесь ни при чем.

Президент оказалась в центре сразу двух скорее искусственно раздутых скандалов. Ее супруг, г-н Фрейбергс, захотел взять в аренду земельный участок в Юрмале, и городская дума пошла ему навстречу. Газеты заволновались. Одни ограничились констатацией факта, другие рыли землю в прямом и переносном смысле, преподнося факты, не всегда проверенные, вроде предполагаемой арендной платы. И дело до KNAB дошло, дескать, нет ли здесь конфликта интересов, не пахнет ли тут коррупцией? Хотя подкопаться-то было не к чему: все делалось (воспользуюсь формулировкой одного из лидеров «нововременщиков» Кришьяниса Кариньша) «по закону, но… неправильно». Ведь не любому, дескать, посетителю преподносится такой «подарок»…

Так не любому выделят и квартиру под 200 квадратных метров в элитном доме на углу Бривибас и Элизабетес, соответствующе отремонтированную и оборудованную (бумагодержатель в туалете за 80 Ls), рыночная цена которой – не менее полумиллиона. Такую квартиру за заслуги перед государством получил по окончании президентских полномочий Гунтис Улманис. Аналогичную стали готовить и для Вайры Вике-Фрейберги. Правда, она как-то сказала, что, пожалуй, откажется от квартиры, потому что не хотела бы жить в городе.

Г-н Фрейбергс несколько поспешил. Участок вместо квартиры г-же Вике-Фрейберге вполне могли бы предоставить – не этот, так другой, не менее симпатичный. И мэр Юрмалы Юрис Хлевицкис искренне полагает, что президент заслужила право на льготную аренду. Сейчас же сложилась щекотливая ситуация, в которой каждый увидел то, что хотел увидеть.

Конечно, никакого конфликта интересов нет, есть вопрос этики. Но авторы шума вокруг пресловутого участка руководствовались совсем иными мотивами: президент стала слишком самостоятельной и надо указать ее место. А тут г-жа Вике-Фрейберга достаточно резко высказалась в адрес негосударственной организации Delna, которая «грубейшим образом нарушает Сатверсме и вмешивается в политический процесс», и вызвала обвинения в нападках на свободную прессу, на свободу слова. Видимо, президент не поняла, что одна из многих общественных организаций числится в Латвии «гарантом демократии», потому ее нельзя трогать, а тем более критиковать. Подобных обвинений не вызывали ее не менее жесткие заявления в адрес выступающих в защиту прав нацменьшинств. Тогда, кстати, ее рейтинги поднимались (или поднимали? – А. К. ). весьма высоко. И вдруг – полный обвал! К чему бы это?

А к чему (или кому) потребовалась обструкция спикера Сейма Ингриды Удре? Чем провинилась перед Delna одна из самых выдержанных и разумных латвийских политиков? Тем, что, поступив «по закону, но неправильно», не пустила на трибуну нарушивших регламент Сейма «нововременщиков»? Или тем, что не заявила о своей готовности требовать от евроструктур принятия декларации об оккупации и осуждения коммунизма? Заявления ставленницы «Нового времени» и протеже Народной партии Сандры Калниете, пусть и обанкротившейся, но верной национал-радикальным идеям, хозяевам Delna, вероятно, идеологически ближе, и тут уж не до интересов страны.

Сейчас в ходу у властей утверждения, и премьер Индулис Эмсис не раз их озвучивал, мол, действия «прорусских» партий и общественных организаций направляются «рукой Москвы» и проплачиваются «темными силами». Фактов и имен не указывают, все больше тумана напускают. С Delna все ясно: посольства некоторых западных стран назвали точные суммы, перечисленные на ее счета. О «руке Запада» никто не упоминает. Тех же, кто упомянул г-на Сороса, едва ли не в измене родины обвинили. «Новое время» взволновалось настолько, что даже выносит вопрос о ситуации вокруг Delna на рассмотрение в комиссии Сейма по национальной безопасности, дескать, создание образа Delna как враждебной Латвии силы вызывает серьезные опасения для латвийской демократии. А возмущенная Delna даже усмотрела в критике этой общественной организации то, что «власти предержащие, возможно, оказались в зависимости от грязных российских денег».

Насчет зависимости властей – это, конечно, бред. А насчет «грязных российских денег»… Промелькнула информация, что интерес к Латвии, точнее, к ее транзитным возможностям, проявляет ББ – он же Платон Еленин, он же Борис Березовский. В России при его теневом участии уже создан консорциум, готовящийся прибрать к рукам не только Вентспилс. Натянутые межгосударственные отношения стоимость транзитной инфраструктуры снижают. При таком раскладе в еврокомиссарах предпочтительна неистовая Сандра Калниете.

Так кто же стоит за Delna и какие цели преследуют они, кому понадобилась яростная кампания в прессе, чтобы дискредитировать и сбить рейтинг высших должностных лиц страны?

09.09.2004 , 12:14

chas-daily.com


Написать комментарий