Литва: Новый союз и старые партийные вожаки

Вступая в НАТО, литовские политики опасались, что станут в нем второсортным государством - они вздохнули с облегчением, когда узнали, что все 26 стран альянса будут охраняться согласно одним и тем же стандартам. Под городом Шяуляем на аэродроме Зокняй этой весной вместе с сотней летчиков и обслуживающим персоналом появились четыре бельгийских истребителя F-16, которые должны охранять воздушное пространство страны, и переносной радар.

Первые контакты натовских военных с литовцами, которые происходят по традиции в барах и ночных клубах города, обернулись скандалом. В Шяуляе в течение прошлого месяца были избиты и ограблены пятеро бельгийских и датских военных. Источники в ДГБ Литвы тут же пустили в прессу слух, что это все происки российских спецслужб, которые хотят омрачить историческое для Литвы событие. На это генеральный комиссар полиции Витаутас Григарявичус сразу поспешил заметить, что “они сами виноваты: много пьют и по ночам в нетрезвом виде бродят по городу, буйствуют в ночных барах и кафе, становясь жертвами местных хулиганов”. Пришествие НАТО в Литву невольно превратилось в фарс – по литовскому интернету забродили фотоинсталляции, на которых бравые бельгийские летчики держат плакаты с надписью “Литовцы, не бейте нас!”.

В новый союз под предводительством старых партийных вожаков

Именно ради того, чтобы не иметь проблем со своим членством в НАТО, литовский сейм вынужден был принять условия американцев и послать свой контингент в Ирак. “Когда началась иракская война, нашего министра иностранных дел вызвали в Вашингтон и вручили ему уже написанный проект решения. И так же происходило с чехами, венграми и румынами, – говорит мне член сейма, евроскептик Юлиус Весялка. – Интересно получается. Возьмем 1988 год. Кого видим? Первый секретарь ЦК Компартии Литвы Альгирдас Бразаускас, в том же ЦК работают Чесловас Юршенас, Артурас Паулаускас, Антанас Валенис. СССР. Литва. Варшавский договор. Посылали солдат в Афганистан и Чехословакию. Прошло шестнадцать лет. Кого видим? Премьер-министр – Бразаускас, и. о. президента – Пауласкас, спикер сейма – Юршенас, министр иностранных дел – Валенис. Как были те же партийцы у власти, так и остались. Только поменяли Советский Союз на Европейский союз, Варшавский договор – на НАТО. Вместо Афганистана послали войска в Ирак, а директивы Брюсселя исполняем так же, как когда-то постановления КПСС”.

Один депутат сейма привел мне в пример пословицу, которая, по его словам, точно передает психологию литовского истеблишмента: “Мы не можем жить без руссо или же хромого прусса”. Уходя из сферы российского влияния, маленькая Литва автоматически искала не столько нового союзника, сколько нового “барина”. “Мы решили, что будем участвовать только в гуманитарных миссиях, поэтому в Ираке сто пятьдесят литовских солдат служат в интендантской части. Нам нужно было это сделать, потому что решался вопрос нашего членства в НАТО, и мы выиграли. Теперь толстые гроссбухи стратегической концепции безопасности России, где черным по белому говорится о разных сферах влияния, можно сдать в макулатуру. Когда мы выходили на путь независимости, нам грозили гораздо большие проблемы, нежели мы имеем сегодня. Свою партию мы сыграли неплохо”, – говорит идеолог социал-демократов, председатель комитета сейма по делам Европы Витянис Андрюкайтис.

Слуга двух господ

В результате, войдя одновременно и в НАТО, и в ЕС, Литва оказалась перед сложной дилеммой: на кого ориентироваться в своей внешней и внутренней политике – на Брюссель или Вашингтон? “Пока Литва не оказывалась в такой ситуации, когда действительно надо делать выбор. Играем на два фронта. Но, мне кажется, настанет такой день, когда этот выбор делать придется”, – считает лидер либеральной фракции сейма Эгидиюс Масюлис. Лишь в деле Паксаса позиции Брюсселя и Вашингтона по сути не отличались – наоборот, каждая из спецслужб вносила свою лепту в скандальное досье Мечиса Лауринкуса. Например, обвинения Юрия Борисова в том, что его предприятие продало Судану (государству, которое якобы поддерживает международный терроризм) лопасти для отечественных вертолетов, подкинуты ЦРУ, а идея, что ИРА финансируется табачной контрабандой через Литву, по всей видимости, любезно предоставлена британской МI-6.

Идеологический коктейль

Через несколько дней после вступления в ЕС в литовской прессе разразился скандал. Как заявил министр финансов страны Альгирдас Буткявичус, Литва может не получить в этом году большую часть помощи от Евросоюза, поскольку литовские муниципалитеты еще не подготовили инвестиционные проекты, под которые будут выделяться средства. Всего за три года только по программе Фонда сплочения ЕС Литве должно перепасть 614 млн евро, но и их нужно уметь взять, предоставив брюссельской бюрократии убедительные планы затрат. А это в Литве делать еще не научились. "На что Литва будет жить? Очень просто – на помощь Европейского союза! Вся идея объединения заключается в том, чтобы европейцы позаботились о нашем благополучии, – поясняет Юлиус Весялка (он успел побывать министром финансов страны и слывет толковым экономистом). – Литовское сельское хозяйство всегда могло прокормить свое население, оно очень хорошо было развито в советское время – нам достаточно было нарисовать красивую этикетку. Но удастся ли с этой этикеткой завоевать позиции на Западе? Если раньше мы были самые развитые в регионе, то в ЕС мы самые отсталые. Это унижение будет очень остро переживаться. У нас в восьмидесятые годы практически не было бедняков. Мы в советское время имели общество среднего достатка. Поэтому возможность быть правой страной логически из этого вытекала. Паксас, используя лозунг “Стране нужен порядок”, генетически исходил из идеи социальной справедливости, а это левая идея".
Выиграв в 2003 году президентские выборы на чистом популизме и тем самым порвав с идеологией как таковой, Паксас вкусил запретный плод – за это он должен был быть наказан. “Адамкус, Паксас и Паулаускас в свое время были в одной команде. Паксас тоже был членом коммунистической партии, потом членом Рабочей партии, потом консервативной, потом либерально-демократической. Это поведение людей, которые не имеют мировоззрения”, – говорит Витянис Андрюкайтис.
На президентские выборы Паксас шел как враг всех политических партий, которые в процессе слияний и расколов только запутали избирателя: идеология в Литве окончательно утратила электоральный смысл. Так, правящая партия социал-демократов, которая вроде бы всегда была социально ориентирована и боролась за прогрессивную шкалу налогов, в действительности занималась приватизацией 70% всего имущества страны и стала представителем крупного капитала. То есть, по сути, превратилась в консерваторов. Сами консерваторы под руководством ярого русофоба Витаутаса Ландсбергиса, наоборот, сместились влево – в период своего неоднократного пребывания у власти они приняли закон о возмещении утраченных рублевых вкладов, льготные земельные кодексы и взяли обязательства по восстановлению прав собственности. То есть обязались вернуть населению 7-8 млрд литов (2-3 млрд долларов), что непосильно для экономики страны и бюджета. “По сути они создали социальную базу для появления левых партий, которых в Литве пока нет. Если по всем социологическим опросам пятьдесят три процента населения высказываются, что в Советском Союзе было жить комфортней, значит, политическая система Литвы не в полной мере соответствует чаяниям избирателей”, – считает председатель либерал-центристской партии сейма Кястутис Главяцкас. Нынешний и. о. президента Литвы Артурас Паулаускас (а он и есть главный инициатор президентского скандала) даже в сердцах как-то заметил: “Я не виноват в том, что меня – правого – избиратель считает левым…”

27.05.2004 , 13:48

web.sugardas.lv


Написать комментарий