Реформа 2004: Забастовке— баста, но продолжение следует…

В прошедший четверг, в соответствии с призывом городского штаба защиты русских школ, у Ледового дворца собралось десятка четыре старшеклассников.


Хотя у активистов штаба до последнего дня оставалась надежда, что придут поддержать забастовку по крайней мере несколько сотен школьников и их родителей. Умеренный оптимизм вполне мог быть оправдан во-первых, массовостью акции 15 и 16 апреля, когда в шествии по городу и в последующем квази-митинге в Крепости приняли участие тысячи школьников. Во-вторых, результатами проведенных штабистами опросов. Из них следовало, что подавляющее большинство респондентов (а это были тысячи горожан) поддерживало протестное движение и выступало за право выбора языка обучения в русской средней школе. Однако на сей раз все получилось иначе. Большинство школьников все же предпочли пойти на занятия в школу. Хотя часть ребят не пошли ни на собрание забастовщиков к Ледовому дворцу, ни в школу, а просто остались дома. Сколько таких – в штабе назвать хотя бы приблизительное количество не смогли.

Кто проявил к забастовке особое внимание, так это скорее всего полицейские и журналисты. 2 сентября у Ледового дворца, где был объявлен сбор бастующих школьников, их собралось не намного меньше, чем самих забастовщиков. Журналисты брали интервью, целились объективами, а стражи порядка, стоя в сторонке, дышали чистым воздухом и молча «блюли». Но все обошлось без эксцессов. Не дождавшись массовой поддержки, бастующие школьники (а большинство их составляли активисты Штаба защиты русских школ) тихо и мирно разошлись. В этот же день руководитель Управления образования Янис Дукшинскис подтвердил прессе, что практически все старшеклассники пришли на занятия. Можно ли считать, что забастовка школьников в Даугавпилсе потерпела неудачу? На этот счет у каждого может быть свое мнение. Всему есть свои причины, как и тому, что большинство предпочло учиться, а не бастовать. Возможно, организаторы неудачно выбрали время забастовки – 2 сентября. Во время каникул школьники были разобщены и не всегда имели возможность получить информацию Штаба защиты русских школ. Не исключено, что использовавшиеся до этого формы протеста ребятам просто поднадоели, а ничего нового штабисты предложить не смогли. Сами штабисты увлеклись своей энергичной деятельностью, что не заметили очевидного: большинство школьников поддерживает их лишь пассивно. Не исключено, что свою роль сыграл стереотип толпы: «Если есть организация, то она все сделает и без нас». Наконец, часть школьников возможно просто побоялась участвовать в забастовке, опасаясь репрессий со стороны администрации школы. Однако, если оценивать усилия активистов протестного движения в общелатвийском масштабе, то несомненно, они не пропали даром. После массовых акций, организованных республиканским Штабом защиты русских школ 1 сентября в Риге, после начала забастовки школьников во многих школах страны (хотя и не получился тот размах, на который рассчитывали штабисты), власти наложили на реформу образования негласный мораторий. Сколько он будет длиться, никто не знает, но это все равно победа активных противников реформы, пусть и не окончательная. Другое дело, что правительство, выходит, живет по двойным стандартам. То, что оно ввело негласный мораторий – это хорошо, но то, что не выполняет принятый закон об образовании – это плохо. Законы надо выполнять, тем более правительству. Штабистов-то наказывали за вякую мелочь. Например, за какой-то «неразрешенный» тент.

Тревожно во всей этой истории другое. Правительство так и не пошло на диалог по вопросу реформы образования со Штабом защиты русских школ, а по большому счету с русской общиной. Во-первых, это просто недемократично. А во-вторых, такое откровенное игнорирование властями проблем второй по величине в стране лингвистической общины вынуждает ее активистов все больше делать упор не на поиски решения проблем через диалог, а на еще большем применении методов ненасильственного сопротивления. А кто даст гарантию, что циничное равнодушие властей не породит экстремизм среди наиболее маргинальной и экзальтированной части русской молодежи? А может быть, власти втайне только этого и ждут? Случись, не дай Бог, какой-то серьезный эксцесс, власти запросто обвинят в экстремизме все движение протеста против латышизации русских школ. И еще обратятся за сочувствием и поддержкой к европейским структурам. А в Даугавпилсском штабе защиты школ «Миллиону» сказали, что акции протеста против «Реформы-2004» будут продолжаться и дальше. Правда, пока не планируется проводить каких-либо массовых мероприятий.

07.09.2004 , 14:04

"Миллион"


Написать комментарий