Наша история: талантливый архитектор, соединивший Динабург и Витебск 2

1 января исполняется 178 лет со дня рождения Макса-Пауля Берчи – талантливого архитектора, который с 1864 по 1871 годы работал в нашем городе в бюро строительства железнодорожной ветки Динабург – Витебск.

Но заметный след в истории Даугавпилса Макс Берчи оставил не только тем, что по его проекту была построена железнодорожная линия, соединившая два города. Берчи стал учителем другого архитектора – Вильгельма Неймана, проекты которого хорошо известны не только даугавпилчанам. Это кирха Мартина Лютера, здание синагоги, католический храм на Гриве и костел Непорочного зачатия Девы Марии.

Нейман всегда вспоминал учителя с большой теплотой. И когда его не стало, ученик написал, что Берчи остался в его памяти честолюбивым, целенаправленным человеком, требовательным к себе и другим, профессионалом, который терпеть не мог некомпетентных специалистов, много мнивших о себе.

Путь на восток

Макс появился на свет в 1840 году в небольшом немецком городке Штраусберг, недалеко от Берлина. Его отец, дед и прадед были уважаемыми потомственными плотниками. Секреты мастерства Берчи передавали из поколения в поколения. Так что вопрос о будущей профессии внуков и правнуков в семье не стоял. И быть бы Максу плотником, пусть очень искусным, но мастеровым. И строил бы он в своем провинциальном Штраусберге, ничего не ведая ни о Динабурге, ни о Либаве, если бы не родился в большой семье, в которой кроме него было еще 8 детей.

Дело в том, что старший брат Макса Отто был талантливым архитектором. Оставшись в Штраусберге, Отто определил свой родной город в качестве объекта, на который направил свою профессиональную деятельность. Но двум талантливым братьям в таком маленьком городке было бы тесно. И Макс, который нередко донашивал за старшими старые брюки и пиджаки, рано понял, какие перспективы в плане карьеры могут ждать его в родном городе.

В подростковом возрасте он отправился в Берлин, где в это время работала замечательная плеяда молодых талантливых архитекторов. Какое-то время он присматривался к опыту работы Фридриха Шинкеля, но конкуренция была настолько огромной, что в начале 1860-х годов 20-летний амбициозный архитектор решил переехать в Ригу, где как раз были весьма востребованы грамотные специалисты.

Дорога, сын, ученик, костел…

В 1864 году Берчи предложили работу в Динабурге, в бюро строительства железнодорожной ветки Даугавпилс – Витебск. И он согласился, проработав на этой должности с перерывами до 1871 года. В нашем городе у Макса-Пауля и его жены Шарлотты-Катарины родился первый сын.

Динабургский период в его жизни был очень плодотворным: помимо ежедневных технических работ Макс не отказывался от гражданских заказов. Именно в это время им был создан первый самостоятельный проект католического храма. Сегодня этот костел в городе Рокишкис (в 70 км от Даугавпилса) относится к наиболее дорогостоящим культовым сооружениям не только Литвы, на территории которой он находится, но и всей Балтии. И трудно поверить, что строил его 28-летний студент Санкт-Петербургской императорской художественной академии, лишь через год после окончания строительства получивший степень свободного художника.

Костел в г. Рокишкис

Макс учился сам, учил других, щедро делясь своим опытом. С 1868 по 1871 год под его руководством работал Вильгельм Нейманис. Берчи помог ему поступить в Петербургскую академию искусств, снабдив его рекомендательным письмом.

Этим стилем Берчи увлек и Нейманиса, чем, наверно, и можно объяснить наличие в нашем городе оригинальных строений из красного кирпича, построенных по проектам ученика Берчи.Но наиболее ярко талант Берчи как архитектора раскрылся, когда он стал работать в Лиепае. Макс всегда увлекался средневековым зодчеством. Архитектурные формы, присущие готическому и романскому стилям, встречаются в его проектах чаще всего. Спроектированные Берчи здания обычно строились либо из красного кирпича, либо из смешанного материала – кирпичей и штукатурки, валунов и красных кирпичей.

Человек, построивший город

Приглашение занять должность главного архитектора Лиепаи Берчи получил от бургомистра города и главы Большой городской гильдии Карла-Готлиба Улиха, с которым Макса в дальнейшем связали не только деловые отношения, но и настоящая дружба.

Неограниченный кредит со стороны городских властей трудоголик Берчи оправдал на все сто процентов. Неслучайно в наши дни говорят, что архитектор построил город, как минимум – его исторический центр. По проектам Берчи в Лиепае были возведены 60 зданий, в том числе печально знаменитая тюрьма, здание окружного суда, где ныне располагается городская дума, грязелечебница, пожарное депо, склады, здание Лиепайского художественно-исторического музея.

Также Берчи успевал проектировать здания и в других регионах Латвии: лютеранскую церковь в Цесвайне, поместья Приекуле и Скайсткалне.

Когда в 2010-м Лиепая отмечала 170-летие Макса-Пауля Берчи, было принято решение увековечить его имя. На каждом доме Берчи были установлены именные таблички в форме овала, на котором была воссоздана размашистая, с нажимом, подпись талантливого архитектора.

Макс-Пауль Берчи умер 15 марта 1911 года и был похоронен на старом лютеранском кладбище Лиепаи. В 1939 году его вдова переехала в Германию. Может, поэтому в советское время о самом известном лиепайском архитекторе знал только узкий круг специалистов. Но могила Макса все эти годы всегда была ухожена.

Династия Берчи продолжилась в его детях. Двое его сыновей – Макс и Гвидо – пошли по стопам отца и стали архитекторами.

Использованы материалы публикации Константина Кучера «Макс-Пауль Берчи. Кто определил архитектурный облик Лиепаи?

01.01.2019 , 07:00

Подготовила Наталия Салагубова , Gorod.lv


Написать комментарий

ДИНАБУРГ С ВИТЕБСКОМ БЫЛ СОЕДИНЁН УКАЗОМ ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА ВТОРОГО О СТРОИТЕЛЬСТВЕ РИГО-ОРЛОВСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ.
Немецкий гастарбайтер ничего не соединял по причине тонкости кишки.

Строитель этой железной дороги английский инженер Вильямс.

Написать комментарий