Из истории латвийских елок: праздники для бедных детей и хоровод даугавпилсских школьников с премьер-министром

Рождественские елки в Латвии часто были демократичными, для бедных детей; а одна не демократичная была сметена волной народного гнева.

То, что самая первая в Европе рождественская елка была установлена именно в Риге, возле городской ратуши в 1510 году, — уже непреложный факт, попавший во все справочники и путеводители.

Но вот как именно эта елка выглядела, сказать трудно. Может быть, это даже была не елка, а другое дерево. Во всяком случае, ангелочки и вифлеемские звезды на ней не висели, это было введено позже, с появлением лютеранства.

А рижская елка, говорят, была украшена искусственными розами. В ее честь на Ратушной площади в Риге можно увидеть специальный памятный знак. Эта елка была доступна для обозрения всем горожанам и тем, кого пускали в город.

Для детей и инвалидов

Eлка давно уже стала символом благотворительности. Например, в 1893 году газета "Курляндские губернские ведомости" сообщала: "Во время предстоящих Рождественских праздников имеет быть устроена в Митавском замке елка для бедных детей. Проживающие в городе Митаве (Елгаве) лица городского и сельского сословия всех христианских исповеданий, которые, по своей бедности, лишены возможности доставить своим детям радость видеть елку в великий праздник Рождества Христова, имена детей своих, в возрасте от 6 до 12 лет имеют заявить в Канцеляриях тех Приставов города Митавы, в участках коих они проживают..."

Указывалось, что "билеты на елку будут выданы исключительно тем детям, кои, по проверке их имущественного положения, окажутся действительно бедными". Очевидно, проверяли, чтобы на елку не проникли дети среднего достатка. Объявление это опубликовано на трех языках — русском, немецком и латышском, для всех детей.

Курляндские губернские ведомости, 1893 год

Даже последовавшие вскоре грозные события — две революции и мировая война — не заставили забыть о рождественской елке, а даже как бы наоборот. Известно, что в разгар знаменитых Рождественских боев в декабре 1916 года, латышские стрелки ставили на позициях елки.

Например, сохранилась фотография такой елки, установленной бойцами 1-го Даугавгривского полка под командованием Рудольфа Бангерскиса, позже печально известного инспектора латышского легиона СС.

1916 год, елка на позициях 1-го Даугавгривского стрелкового полка

А вот 1918 год. Мы видим на фотографии русских офицеров из отряда князя Ливена, добровольно помогавших латышам в борьбе с большевиками, возле елки в Риге. Правда, в январе 1919-го город уже был взят красными латышскими стрелками.

Елка в Риге, 1918 год

С окончанием боевых действий в молодой Латвийской Республике осталось много инвалидов войны. Они объединились в мощную организацию, выпускали журнал "Лачплесис", периодически выходили на демонстрации с разными требованиями. 15 ноября 1923 года, административный департамент МВД сообщал о разрешении министра внутренних дел Союзу инвалидов войны торговать рождественскими елочками в Риге, Лиепае и Елгаве по установленным ценам, начиная от 15 рублей за елочку до 3 футов, повышая цену от 8 до 12 рублей за каждый следующий фут, в зависимости от красоты елочки. А за елки высотой более 10 футов - цена по договоренности. Один фут - 0.3048 метров.

Последняя елочка Улманиса

Русские в Латвийской Республике продолжали праздновать Рождество по православному календарю. "Вчера, 7 января, состоялась елка, устроенная Русским 0бществом в Латвии для бедных русских детей" - сообщала рижская газета "Сегодня" в 1921 году.

"На елку собралось около 600 детишек, которым сначала было предложено угощение в виде кружки какао и полуфунтовой белой булки с колбасой. После этого состоялись игры и танцы вокруг елки, и в заключение всем детям были розданы мешочки с конфектами, яблоками и пряниками, а также игрушки, душистое мыло, носовые платки, книжки и прочее".

Президент Карлис Улманис предавал посещениям елок для бедных детей большое значение. Правда, детей латышских. После 1934 года в каждом декабре пресса сообщала, как вождь появляется на детском рождественском празднике и публиковала фотографию Улманиса с детьми и с латышским Дедом Морозом.

Президент Улманис, дети и латышский Дед Мороз на елке, 1938 год

В свое последнее рождество в Латвии - 23 декабря 1939 года вечером президент Карлис Улманис посетил 6 роту батальона связи 5 Рижского полка айзсаргов на улице Гауйенас и привез подарки всем детям этой улицы — обувь, варежки, чулки, теплое белье, а так же конфеты и печенье. Подарки детям раздал Рождественский дедушка. Возле елки, вместе с президентом, собрались пятьдесят детей, их родители — рабочие окрестных заводов, а также айзсарги. Дети рассказали про учебу, а взрослые — про работу, сообщила газета "Ритс".

Елка

Новый 1940-й год диктатор встречал в Офицерском клубе, в нынешнем парке Кронвалда. И это была последняя елочка Улманиса.

Пришедшие в 1940 году большевики, как известно, Рождество не праздновали. И елка у них была новогодняя. Но все равно для детей. В здании Большой Гильдии на улице Амату, где при Улманисе был Дворец съездов, комсомольцы открыли первый Дворец пионеров. Где и была устроена елка в честь нового 1941-го года.

Вот как описывала это мероприятие газета Padomju Latvija: "Через душистую елочную аллею более чем 600 школьников идут в большой зал. На полпути встречают большого Деда Мороза. В другой раз он грозный, но сейчас даже трусливый зайчик его не боится. Оба весело шагают рука об руку.

В конце аллее в еловом лесу стоит скорчившаяся серая избушка. Это мотивы русской сказки "Баба-Яга".

На избушке на корточках сидит сова. Она, символ мудрости, говорит: "В Советском Союзе родившийся в избушке может стать значительным ученым"...

В большом зале елка свергает 500 свечами. На вершине красная звезда. На стене зала рисунки. Там мотив русской сказки "Жил да был крокодил", здесь латышские: Снегурочка, Золушка...

Близится 12. Звучат трубы, падает занавес. Там протрет товарища Сталина. Аплодисменты. По радио передают куранты Московcкого Кремля..."

Встреча нового 1941 года в Рижском Дворце пионеров

Эхо войны

Прошло два года, и газета "Новый путь", издававшаяся немцами в Риге для оккупированных западных областей России, написала: "В Риге в доме № 118 по улице Адольфа Гитлера, где нашла себе приют группа русских беженцев в 36 человек, — праздничный вечер с елкой...

Какой-то добрый человек, живущий по соседству, прислал к празднику целую корзину игрушек, которые сам изготовил, вырезав из дерева и раскрасив... Другие, пришедшие в гости на елку, принесли кулечки с печеньем и конфетами, по числу детей, потом оделили их глиняными раскрашенными кружками и маленькими сшитыми из материи кошельками. Радость детей не имела границ. Улыбались и матери. Когда раздавали подарки, одна из них сказала: "Это тебе, сыночек, тятька с фронта прислал".

Латвийская ССР. Республиканский праздник песни и танца, 1986 год

На всех присутствующих этот вечер произвел отрадное впечатление. Сияющие радостью глазенки детей, улыбающиеся матери, — это ли не награда за труд, участие и помощь! Беженцы сердечно благодарили за все и просили не забывать их и впредь; гости, уходя, пожелали всем здоровья и благополучного возвращения на родину, в новую Россию, свободную и счастливую!"

Неизвестно, удалось ли кому-то вернуться.

Первые послевоенные елки несли на себе отпечаток войны. Газета "Циня" описывала встречу нового 1946 года в Центральном доме профсоюзов в Риге. "В эти новогодние дни здесь, в общей семье, порадоваться ярко украшенной елке, посмотреть славные, близкие и понятные детям выступления, дождаться доброго Деда Мороза с подарками, явились сотни молодых граждан".

Помимо елки, детского спектакля под названием "Субботник", песен и танцев, в углу стояла палатка, "где прошедший Отечественную войну офицер знакомил с разным, причем настоящим, оружием — автоматом, самозарядной винтовкой и даже пулеметом. Конечно, большинство посетителей этой палатки мальчики. Но и девочки интересуются военными вопросами" - писала газета.

Закончилось все представлением кукольного театра "Дружба народов" с участием эскимосского мальчика Уликики, грузинской девочки Сулико и ленинградца Коли.

Когда поют министры

Насколько удалось выяснить, традиция, когда рижский градоначальник выбирает в лесу главную столичную елку, зародилась не раньше 1998 года, когда в чащу отправился заместитель председателя Рижской думы Юрис Ритиньш. А первым мэром в лесу стал Гундарс Боярс в 2001 году. Об этом можно почитать здесь.

Рождественская елка. Архивное фото

Менее известна и отражена в пресса традиция, заложенная Иварсом Годманисом, первым премьер-министром после восстановления независимости. Годманис возглавил правительство в мае 1990 года и тут же убрал из вестибюля Совета министров бюст Ленина, вернув на его место статую латвийской Фемиды, стоявшей там ранее с 1938 года. Латвийская Фемида отличается от классической отсутствием весов и повязки на глазах. Меч есть.

А в декабре рядом с символом латвийского правосудия была поставлена елка, украшенная красивыми коробочками. Это были обернутые в золотую бумагу пустые коробки от лекарств. Впрочем, в каждом году украшения были разные.

Один раз повесили золотые стеклянные шары, которые, по мере усыхания елки, падали и разбивались о каменный пол, пугая ночью дежурного полицейского.

На этом месте елка в здании Кабинета министров стояла до 2016 года. В 2011 году кризисный премьер-министр Валдис Домбровскис пригласил украсить елку не только министров, но и учащихся Адажской художественно-музыкальной школы. Это стало традицией. Министры вместе с детьми каждый год мастерили игрушки, наряжали елку и пели.

Премьер-министр Валдис Домбровскис украшает елку вместе с воспитанниками Адажской художественной и музыкальной школы, 2011 год

Премьер-министр Валдис Домбровскис украшает елку вместе с воспитанниками Адажской художественной и музыкальной школы, 2011 год

А первая женщина-премьер в Латвии Лаймдота Страуюма даже пустилась в пляс с даугавпилсскими школьниками.

Премьер-министр Лаймдота Страуюма с воспитанниками даугавпилсской Школы солнца, 2014 год

А в 2016 году привычную лесную красавицу в вестибюле здания правительства сменила маленькая, но шибко умная. 16 декабря премьер-министр Марис Кучинскис зажег первую в Латвии "смарт-елку", призвав активнее осваивать цифровые навыки. Хотя, по его словам, Латвия в области информационных технологий опережает многие экономически более развитые страны.

"Научиться работать с современными технологиями может каждый из нас. И почему бы не начать это делать на Рождество, спрограммировав праздничную елочку", - сказал премьер.

Цифровая составляющая "смарт-елки" состояла в том, что с помощью компьютера можно было управлять цветом елочных игрушек.

Премьер-министр Марис Кучинскис зажигает первую в Латвии смарт-елку, 2016 год

В прошлом, 2017 году, елка в Кабинете Министров была уже обычная, украшенная министрами с помощью юных талантов из Риги.

Премьер-министр Марис Кучинскис наряжает главную елку кабинета министров, 2017 год

Вот такие в Латвии были елки, в большинстве своем демократичные, для бедных детей.

Снесенная елка

Отдельно хочется вспомнить об одной крайней недемократичной, сметенной волной народного гнева.

В декабре 2012 года в рамках художественной акции "Путь Рождественской елки" в Риге возле Национальной оперы был установлен художественный объект "VIP-елка". Автор - студент Латвийской академии художеств Эйнарс Тимма.

Объект представлял собой маленькую елочку на постаменте, окруженную шестью полиуретановыми людьми в черном — телохранителями в соответствующих костюмах и очках. Это произведение современного искусства было размещено 7 декабря и должно было стоять до 13 января. Однако не дожило до нового года.

VIP-елка в Риге, 2012 год

Как сообщила газета Diena со ссылкой на полицию и Управление культуры Рижской думы, одной декабрьской ночью полицейские в Верманском саду заметили трех лиц в состоянии алкогольного опьянения, тащивших безголового человека в черном. Оказалось, вандалы 1991-1994 годов рождения безжалостно разрушили художественную композицию.

На Домской площади зажгли рождественскую елку!

Руководитель отдела праздничного городского оформления Управления культуры Рижской Думы Гунтарс Камбарс сказал газете, что и некоторые другие объекты оказались повреждены, но такое, чтобы художественный объект был уничтожен полностью, произошло впервые. А он, между прочим, обошелся Рижской думе в две тысячи латов.

Художник выразил сожаление и заметил, что его произведение никого не отставило равнодушным.

Нарядная на праздник к нам пришла: в Риге начинается "Путь рождественских елок"

Напоминаем, что сегодня в Даугавпилсе состоится зажжение главной городской елки. Портал Gorod.lv будет вести прямой эфир этого мероприятия на своей странице в Фейсбуке. Присоединяйтесь!


Написать комментарий