Вахта Памяти: Как “поднимают” погибших солдат 2

Поисковиков из «Атмини» часто спрашивают – зачем им это все надо? Эта фотография, на которой запечатлена родственница найденного погибшего солдата – наверное, лучший ответ на подобные вопросы
Поисковиков из «Атмини» часто спрашивают – зачем им это все надо? Эта фотография, на которой запечатлена родственница найденного погибшего солдата – наверное, лучший ответ на подобные вопросы
Со дня окончания Второй мировой войны прошло уже более 70 лет. Но в полях и лесах, степях и болотах России и постсоветского пространства, включая и нашу Латвию, все еще лежат непогребенные останки сотен тысяч солдат. Долг потомков – похоронить их достойно.

На прошлой неделе, 9 ноября, в Тверской области, состоялось торжественное закрытие Вахты Памяти – 2018. В ее рамках в сентябре состоялась масштабная военно-историческая экспедиция «Ржев. Калининский фронт», в которой участвовали и даугавпилчане из поисковой организации Atmiņa.

«Наш город.» уже писал, как при участии этой организации в конце лета в Латгалии произошло перезахоронение останков 35 воинов Российской императорской армии, погибших во время Первой мировой войны на территории современной Латвийской Республики. А осенью ребята из «Атмини» (в переводе с латышского – «Память») отправились на волонтерские поисковые работы в соседнюю Россию, за 600 километров от Даугавпилса.

Мы встретились с членом организации Atmiņa Юрием Ленчевским, который рассказал нам об этой поездке и огромной проделанной работе.

Даугавпилсские поисковики за работой

Как «поднимают» бойцов

Первоначальная цель поисков – поднятие погибших во время войны солдат. Останки поднятого бойца (именно «поднятого» – так говорят обо всех найденных погибших сами поисковики) раскладываются на широкий белый лист (баннер). На нем нанесена сантиметровая сетка, которая позволяет установить рост погибшего.

Но поднять бойца – это только начало. Дальше идет работа с находками, экспертиза, поиск в архивах. Нужно сделать все возможное, чтобы идентифицировать останки. Иногда удается найти личный медальон бойца и прочесть его содержимое. В других случаях удается обнаружить инициалы на личных вещах: обуви, ремне, котелке, ложке или портсигаре. Вещи обычно подписывали, чтобы их не «увели» товарищи.

Вид на поисковый лагерь с высоты птичьего полета

В поисковом лагере под Ржевом работали профессиональные антропологи, которые занимались идентификацией останков бойцов. А параллельно проводили уроки среди поисковиков, обучая их нюансам своей профессии.

«На месте наших поисков полегла целая армия: представьте себе цифру – 400 000 человек. Так что подобных поисковых экспедиций в рамках Вахт Памяти еще и для нынешней молодежи в будущем хватит. Эта вахта – уже третья в этих местах.

Кстати, Ржев – единственное место на фронте, куда лично приезжал сам Сталин», – рассказывает Юрий.

«Горячие» поиски и армейский быт

Во время экспедиции повезло с погодой: она была по-летнему теплой, даже жаркой – более 20 градусов. Поиски погибших бойцов были «горячими» в прямом и переносном смысле.

«В самом поисковом лагере – все как в армии: деревянные настилы на полу, внутри каждой палатки – печка-буржуйка, – вспоминает Юрий о многодневном пребывании в поисковом лагере. – В 8 утра – завтрак, а через час все собирались на общее построение, где «подбивали» итоги прошедшего дня и решали, кого и куда отправлять на поиски.

Каждый день на экскурсии приезжали школьники на автобусах. Им организовывали прогулки по нашему лагерю. В одной из больших палаток работал кинотеатр, где вечерами показывали военные фильмы. Приезжали артисты и коллективы самодеятельности, которые выступали перед волонтерами».

В случае обнаружения взрывоопасных предметов осуществлялся их вывоз и уничтожение. В этот раз в Вахте Памяти участвовали и силы МЧС. Именно они собирали найденные боеприпасы, а потом взрывали.

«Земля где-то вдалеке от грохота тряслась», – вспоминает Юрий.

Поддержку в организации полевой работы и в создании необходимых условий для жизни и работы волонтеров-поисковиков в этот раз оказали военнослужащие из известного 90-го отдельного специального поискового батальона Минобороны России. Они также показывали мастер-классы по методике проведения раскопок.

«Я всегда задавался вопросом – кто в этот батальон попадает? А тут довелось лично познакомиться с ребятами из этого воинского подразделения, – вспоминает активист из даугавпилсской поисковой организации. – Кстати, когда россияне узнавали, что мы из Прибалтики, а конкретно – из Латвии, то сразу проявляли искренний и неподдельный интерес. Подходили, спрашивали – как мы здесь оказались, как успехи. И сразу же завязывались интересные, душевные разговоры.

Это только у политиков, в верхах, у нас как-то напряженно с соседями. А на самом деле – мы все дружим!» – отмечает Юрий.

Поисковый отряд из Даугавпилса (организация Atmiņa) на Вахте Памяти. Ржев, сентябрь 2018 года

Промежуточные итоги

В поисковой экспедиции «Ржев. Калининский фронт», которую организовало Российское военно-историческое общество, участвовало более 550 человек из 24 отрядов России, Казахстана, Латвии и Литвы. За две недели работы экспедицией были найдены останки 241 солдата, павшего под Ржевом в годы Великой Отечественной войны. Поисковиками было найдено 33 медальона, 12 из которых прочитаны. Опознаны 3 пропавших без вести красноармейца, найдены родственники одного из них. Теперь предстоит перезахоронение поднятых солдат, что и является главной целью подобных экспедиций.

Участники экспедиции «Ржев. Калининский фронт» из Даугавпилса: Игорь Карчевский, Юрий Ленчевский, Андрей Аникин, Дарья Аникина, Никита Аникин, Михаил Синявин, Андрей Бордюг, Михаил Белихин, Владимир Зиновьев, Имант Кедерс, Юрий Шляпин.

В лагере работали профессиональные антропологи, которые занимались идентификацией останков бойцов

Историческая справка

Во время Великой Отечественной войны в Ржевском районе шли ожесточенные бои. В 1942-1943 годах в наступательных и оборонительных операциях Ржевско-Вяземского выступа советские войска потеряли около 400 тысяч человек убитыми, пропавшими без вести и пленными. С учетом раненых общие потери составили более 1,1 млн человек.

19.11.2018 , 20:00

Андрей Кудирка , Gorod.lv

Фото: Фото из архива Юрия Ленчевского



Написать комментарий
...я убит подо Ржевом в безымянном болоте.. почитайте,что Виктор Суворов писал про мясника Жукова и его командование у Ржева ар-17

Про мясника Гитлера не хочешь почитать. Про концлагеря. Поражает твоя тупость.

Воины нашли покой. Были присыпаны, а значит, похоронены товарищами после боя. Зачем лопатой по костям скрести, затейники безбашенные? Не уж-то в ваших сердцах уважение к воинам больше, чем у товарища по окопу?

Написать комментарий