Наша история: Как в Латвии и Латгалии проходили выборы в сейм 1

В Латвии парламентские выборы традиционно выпадают на октябрь – второй осенний месяц.

Независимость Латвии была провозглашена 18 ноября 1918 года, однако первые выборы в сейм прошли только спустя 4 года – 7 и 8 октября 1922 года. В них приняли участие 800 840 жителей, имевших право голоса. Это около 82,2% населения страны. В выборах участвовала 31 партия и предвыборное объединение. Было подано 88 списков, в парламент прошло 20. Говорят, что с тех пор повелось – «Где два латыша, там три партии».

На выборах 1922 года избиратели впервые могли голосовать на любом избирательном участке, а также вычеркивать из списков нежелательных кандидатов. В отличие от сегодняшних выборов избиратели также могли голосовать за кандидатов из разных списков. Запрещенная на тот момент коммунистическая партия Латвии призывала к бойкоту выборов, но отмечается, что сами коммунисты голосовали – чтобы не вызывать подозрения отсутствием в паспорте отметки об участии в выборах.

Выборы во II Сейм Латвии состоялись 3-4 октября 1925 года, в III – 3-4 октября 1928 года, в IV – 3-4 октября 1931 года. III Сейм был распущен 15 мая 1934 года в результате прихода к власти Карлиса Ульманиса и приостановки им действия Конституции. Тогда в стране были ликвидированы все политические партии. Во второй раз парламент Латвии распускался в 2011 году – по результатам референдума.

Кстати, до 1931 года в сейме все 100 депутатов были исключительно мужчинами. Первая представительница «слабого пола» появилась только в IV Сейме. Во времена уже Второй Латвийской Республики, в VI Сейме, женщин-парламентариев было уже 14, в IX и X – по 19, в XI – 21, в XII – 19.

Латгальские итоги выборов в I Сейм

На 1 января 1922 года в Латгалии проживали 557 069 жителей, из них избирателей было 247 746 человек – 44,1% населения. Такой разрыв статисты объясняли большим количеством детей, рождающихся в этом регионе. Участие в выборах приняли 78,4% – это ниже среднего показателя по Латвии.

По Латгалии наибольшее количество голосов получили:

Христианские крестьяне Латгале – 47 202 голоса, 6 мандатов;

Латвийская социал-демократическая рабочая партия – 35 740 голосов, 4 мандата; Латгальская трудовая партия – 27 679 голосов, 4 мандата;

Объединенный русский список – 9 519 голосов, 2 мандата;

Польские организации – 9 541 голос, 1 мандат;

Комитет старообрядцев – 9 152 голоса, 1 мандат;

Латышский крестьянский союз – 8 675 голосов, 1 мандат;

Латгальская крестьянская партия – 9 541 голос, 1 мандат;

Социал-демократы – меньшевики – 8 462 голосов, 1 мандат;

Латгальское народное объединение – 6 422 голоса, 1 мандат;

а также еврейские партии:

Агудат Исраэль – 5 665 голосов, 1 мандат;

Цейрей Цион – 3 329 голосов, 1 мандат;

Бунд – 2 409 голосов, 1 мандат.

Всего же Латгалия получила 25 депутатских мандатов.

I Сейм Латвии

7 октября 1922 года рижская русскоязычная газета «Сегодня» писала: «Сегодня выборы. Для меньшинств это день великого напряжения и, увы, вполне обоснованной тревоги. Если голоса избирателей расползутся по отдельным меньшинственным спискам, то мы можем остаться без представителей. Об этом свидетельствует самый объективный и грозный авторитет — цифры. На последних выборах в Рижскую городскую думу въ марте с. г. из 150 000 зарегистрированных избирателей к урнам явилось 120 000 человек. Судя по интересу, который за время предвыборной агитации проявлялся к выборам в Сейм, можно заключить, что сегодня и завтра подаст свой голос во всяком случае не меньшее, если не большее количество избирателей. Рига избирает всего 15 депутатов. Таким образом, чтобы провести одного депутата, надо собрать число голосов, близкое к 8000. 8000 — вот цифра, которая встанет перед русским и еврейским избирателем решительным предостережением».

Так и случилось – в Риге ни одна русская партия в I Сейм не прошла. Первое заседание нового Сейма состоялось 7 ноября 1922 года. Оно началось в 12.00, когда к депутатам обратился президент Конституционного собрания Янис Чаксте. Первым председателем Сейма был избран Фридрих Весманис. Вместе с первым созывом Сейма в силу вступила и Латвийская Конституция — Сатверсме. Срок полномочий I Сейма составлял три года (сейчас — 4 года). Заседания Сейма обычно начинались около 17.00, когда депутаты завершали свои дела на основной работе. Зарплата первых парламентариев за работу в Сейме составляла примерно 400 латов. Первый созыв Сейма принял 319 законов.

Трагическая судьба даугавпилсских депутатов

Трагичной была судьба двух ярких двинских парламентариев. Одним из них был Мелетий Архипович Каллистратов, депутат первых четырех Сеймов Латвии, уроженец двинской староверской семьи, учитель по образованию, профессии и призванию.

В годы Первой мировой войны добровольцем ушел на фронт, в годы Гражданской войны сражался на стороне Белой гвардии. В 1920-м Каллистратов вернулся домой в Двинск. Осенью этого же года по старообрядческому списку был избран депутатом Учредительного собрания Латвии. В Сейме отстаивал интересы старообрядцев и православных, протестовал против национализации православных храмов и монастырей. В апреле 1933 года депутат создал свою партию – Русскую трудовую крестьянскую партию. После государственного переворота Ульманиса без малого год Мелетий Архипович провел в Лиепайской тюрьме. В 1940-м был назначен советскими властями директором русской школы на Новом Строении, но 9 октября 1940 года был арестован и заключен в Даугавпилсскую тюрьму. Расстрелян накануне Второй мировой войны.

Популярностью в Двинске пользовался и депутат III и IV Сеймов Латвии Леонид Владимирович Ершов, отец которого в нашем городе считался достаточно зажиточным человеком. Верующий старообрядец Ершов-старший владел крупной мебельной мастерской, собственным домом в Гайке.

По молодости, как писала местная пресса, Ершов-младший был вполне благонамеренным юношей, пока не решил себя посвятить реализации коммунистических идей. С 1928 по 1933 год он являлся членом рабоче-крестьянской фракции Сейма. В своих выступлениях «беспощадно» изобличал буржуазные порядки, обвинял власти в развязывании террора против рабочих. С трибуны Сейма Леонид Ершов заявил, что родина всех рабочих – это СССР, государство, которое является для него идеалом. «Если бы у нас не было такого соседа, – утверждал Ершов, – то у нас в полную силу работали бы военно-полевые суды». В феврале 1933 года он был осужден за организацию в Латвии антигосударственного собрания. Эмигрировал в СССР, где был репрессирован и расстрелян в 1938 году.

6 октября 2018 латвийским гражданам предстоит избрать XIII Сейм.

По материалам Центральной избирательной комиссии Латвии и сайта russkije.lv.

06.10.2018 , 08:00

Подготовила Наталия Салагубова , Gorod.lv


Написать комментарий

Леонид Владимирович Ершов - мой родной дед. Моего брата назвали Леонидом в его честь. Наши дети и внуки гордятся им, помнят историю страны.