Инвалид с детства: Из жизни даугавпилсского пенсионера 7

Бронислав Гаркалнс
Бронислав Гаркалнс
Тяжелая болезнь, которую Бронислав Гаркалнс перенес в 11-летнем возрасте, перекроила его жизнь. Но не смогла сломать этого человека.

От пожилых людей мы нередко слышим: мол, было бы здоровье, платили бы мне достойную пенсию – я бы, как европейские пенсионеры, жил захватывающей и насыщенной жизнью, путешествовал по миру.

Но среди даугавпилсских пенсионеров немало тех, кто стремится жить интересной жизнью вопреки серьезным проблемам со здоровьем и невзирая на скромную пенсию. Один из них – даугавпилчанин Бронислав Донатович Гаркалнс.

«Немцы нас не обижали»

«Я родился в 1938 году на хуторе в Медумской волости, – рассказывает о себе Бронислав. – Вообще-то наш дед родом из Прейли, но 1923 году он получил 8 гектаров земли в Медуми. Там, в округе, живут все приезжие, кто получил землю.

Нас, детей, в семье было трое. Я – самый старший, у меня еще есть сестры – Ольга и Валентина. Семья наша была простой, крестьянской. Знаю только, что отец в молодые годы служил рядовым в Даугавпилсской крепости. Когда они встречались с дядей, всегда вспоминали об этом времени. Я помню, как они повторяли: «Наш 12-й полк». Генералом у них был Балодис. Есть фотографии – они хранятся у моего племянника. При немцах отца забрали в армию, но на следующий день выпустили, потому что он был единственным сыном у деда. Некому было работать на земле. Нужно было заниматься хозяйством, сдавать продукты немцам: мясо, яйца.

Когда началась война, мне было 3 года, поэтому то время я, конечно, не помню. А вот как немцы отступали, как они заходили к нам – помню хорошо. Время было под вечер, к соседу в сад зашли немцы. Они взяли полотенца и сразу пошли на озеро умываться. У нас по соседству осталось очень большое строение. Кажется, в одной его части был сарай, в другой – хлев. Немцы на два дня остановились в сарае. У мамы был большой нарыв на руке, так немецкий врач ее лечил, мазал какой-то мазью. Немцы были очень аккуратными: сразу выкопали для туалета траншею, установили жерди. Неподалеку сделали яму, куда выносили мусор.

Помню, как сидел у дороги на балках, которые отец приготовил для нового дома, и смотрел, как сплошным потоком, днем и ночью, шли отступавшие немецкие войска. А мама тащила меня домой, боясь, что со мной что-нибудь случится.

У нас были две коровы и лошадь. Корову, которая давала молоко, немцы забрали, когда отступали. Остальной скот отец спрятал. Мы с соседями прятались в бункере, который вырыли в лесу. Три дня сидели, пока русские не пришли».

Инвалид с 11-ти лет

«С 10-ти лет помогал родителям в колхозе, лошадь водил. Когда учился в школе, в 4-м классе, я заболел, – продолжает Бронислав. – Все началось с высокой температуры, потом у меня стало стягивать руки и ноги в коленях. Мне тогда поставили диагноз «полиартрит» – воспаление суставов. Сейчас у меня анкилоз тазобедренных и коленных суставов (неподвижность суставов – ред.) – они не гнутся.

В общем, инвалидом меня сделала Гривская больница. Я отлежал в ней три недели, но ничего со мной не делали. Я бы так и умер в той больнице, если бы не наш парторг. Мама ехала от меня и встретила его. Парторг начал расспрашивать, что к чему, а потом и говорит: «Я знаю эту Гривскую больницу – там только умирать». Он помог маме: дал нагоняю в больнице.

Тогда они вызвали «скорую», повезли меня в Даугавпилс, в детскую больницу. Но там мест не было, и меня отправили в «Красный Крест». Там мне начали колоть каждые два часа пенициллин, но уже было поздно. Руки у меня отошли, а вот с ногами много проблем было: они начали гноиться. Долежал до весны, потом меня домой забрали. Несколько раз по три-четыре месяца лечился в Риге, в институте травматологии. Мне сделали несколько серьезных операций на суставах. Но все бесполезно».

До 1956-го Бронислав жил дома, было не до учебы. Да и на хутор к мальчишке никто из учителей не приходил. Так он и стался с неполным 4-классным образованием, о чем сейчас жалеет. Это то, что Бронислав Донатович хотел бы в своей жизни исправить, если бы была возможность начать ее заново.

Самостоятельная жизнь

В 1956-м 18-летний паренек отправился к дяде в Ригу, устроился на работу, что было нелегко сделать. У него везде спрашивали справку об инвалидности, а ее как раз и не было. Чтобы ее получить, нужно было предоставить справку с места работы, а чтобы работать – …нужно было иметь справку об инвалидности. Так парня и гоняли. Один раз Бронислав не выдержал: «Мне что – шапку снять и так у ваших дверей стоять?».

Повезло, что одна из работниц Соцпомощи помогла парню, все ему объяснила. В швейной артели секретарь, тоже инвалид, сделала Брониславу справку, что его примут на работу. Оформив инвалидность, устроился на Химико-фармацевтический завод выдувать ампулы. Когда завод приобрел автоматическое оборудование, выдувальщики оказались не нужны. Бронислав стал работать на фабрике детских игрушек – делал пистолеты, автоматы. Впоследствии этот завод стал известным предприятием «Страуме», выпускавшим кофемолки, миксеры.

Чтобы получить квартиру в Риге, тогда нужно было 5 лет прожить в столице. Через пять лет Брониславу сказали: раз он работает, то и в очереди на квартиру должен стоять на своем предприятии. Отстояв 7 лет в очереди на «Страуме», Бронислав понял, что квартиру он здесь не получит, потому как их просто не давали. Уйдя работать дворником, записался в городскую очередь.

Из Риги в Даугавпилс

В 90-м Бронислав получил, наконец, рижскую жилплощадь. Но все время он там не жил – чаще бывал в родительском доме. Здесь и природа красивая, и рыбалка знатная. Поэтому спустя шесть лет Бронислав сменял Ригу на Даугавпилс, о чем не жалеет. В городе живет одна из сестер, рядом, в Висагинасе – вторая, неподалеку – родительский дом.

В Даугавпилсе с семьей жил до недавнего времени и Витолдс – племянник Бронислава. Сейчас он в Германии, но, похоже, собирается из-за детей вернуться. Как рассказал Бронислав, племяннику не понравилась немецкая система образования: детям преподают то, что у нас они уже давно все прошли. А вообще у немцев жизнь проще и легче. И в социальном плане, и в плане заработка. Например, в магазинах одежды держат специального человека, который развешивает вещи, оставленные покупателями в примерочных кабинках. За эту работу он получает 1200-1300 евро в месяц.

Бронислав все старается делать сам. Дома у этого мужчины чисто и аккуратно. А ведь без костылей передвигаться даже по дому он просто не может.

Главное – будь сам хорошим

Пенсия у Бронислава небольшая – чуть больше 300 евро. На оплату квартиры, покупку продуктов и лекарств хватает, хотя лекарства – очень дорогие. Например, недавно пришлось отдать 80 евро, а хватит только на 3 месяца. Бронислав не курит и крайне отрицательно относится к выпивке. Да, тяжело жить инвалиду, но это не повод спиваться или просить милостыню у магазинов.

«Я ни в советское время, когда получал пенсию 70 рублей, ни сейчас не жалуюсь, – признается Бронислав Донатович. – Никаких пособий от Соцпомощи я не получаю – мне помогают родные. Квартиру я переписал на своего племянника, потому что мне уже 80 лет».

Благодаря племяннику Бронислав Донатович побывал в Германии, Польше, Чехии, Италии, посетил Дрезден, Берлин, Прагу, Венецию. В этом году собирались посетить Брест и Минск, съездить в Данию, но со здоровьем не заладилось. Однако Бронислав надеется, что когда племянник вернется, их планы обязательно сбудутся. Когда путешествовали по Европе, Бронислав с особым интересом смотрел, как у наших европейских соседей обстоят дела с сельским хозяйством, и расстраивался. Их ухоженные поля не идут ни в какое сравнение с нашими латгальскими, заросшими бурьяном и кустарником.

В Даугавпилсе Бронислав живет немного, однако обзавелся здесь местными знакомыми, общается с ними и по телефону, и вживую. Старается бывать на всех городских мероприятиях, хотя без костылей передвигаться не может. Говорит, что люди в нашем городе живут отзывчивые. Недавно переходил дорогу – молодой парень помог. О другой «помощи» Бронислав рассказывает с улыбкой. Как-то он выходил из Rimi, и двое подвыпивших мужчин стали приглашать его, обещая угостить ста граммами. Бронислав отказался, потому как не пьет. Мужчины стали ему деньги давать – еле ушел.

1 октября отмечается Всемирный день пожилых людей, проводятся всевозможные акции, привлекающие внимание к проблемам пенсионеров. «Наш город.» поздравляет всех пенсионеров с их праздником и желает им здоровья, оптимизма и веры в себя!

Фотографии из путешествия по Европе

30.09.2018 , 08:00

Наталия Салагубова , Gorod.lv


Написать комментарий

Здоровья и благополучия этому человеку.

Молодец старик здоровья тебя и долгих лет жизни.
А ноют что маленькая пенсия и плохо жить восновном те кто ни тогда не работал ни сейчас лодыри да туниятсы которые превыкли жить кровососами. Да еще бывшие комуняки которые на сладких местах сидели да спец пайки получали

Этому человеку надо поклониться,здоровья ему .

Молодец старик здоровья тебя и долгих лет жизни. А ноют что маленькая пенсия и плохо жить восновном те кто ни тогда не работал ни сейчас лодыри да туниятсы которые превыкли жить кровососами. Да еще бывшие комуняки которые на сладких местах сидели да спец пайки получали Иван

Кто сейчас на сладких местах сидит?
Ответь. Ты смешен ваня.

Этому человеку надо поклониться,здоровья ему . София

Судьба не лёгкая. Факт. Достойно держится. Молодец. Но поклониться этому человеку за что!!?? София, ну что за пафос?!

Немцы нас не обижали, но...корову забрали)

У меня мама родилась в 1937 году, в войну голодали и детей было 5, а корову забрали тоже немцы, в 1969 г вместе с отцом построили дом, стаж рабочий 45 лет- пенсия 270 евро , таких историй о каждом можно написать

Написать комментарий