История одной фотографии

К собственному стыду, многие из нас, в лучшем случае, знают свою родословную до второго колена. Эту добровольную науку постигать желательно, но не обязательно, хотя очень почетно

Ведь надо рыться в архивах и обивать пороги музеев, вести кропотливую переписку не только с респондентами ближнего зарубежья, но Европы и даже более отдаленных стран. Но если на все хватит терпения, то вы будете сполна вознаграждены, как это произошло с Юрием Чертовым, немало сил и времени посвятившим изучению своего родового генеалогического древа.

Судьба штабс-капитана

Пенсионеру, коренному даугавпилчанину Юрию Чертову 69 лет, в прошлом он строитель, помимо основного занятия, всю жизнь увлекался историей, интересовался возникновением старообрядчества в Латвии, а в последние годы — изучением родословной своей семьи, берущей корни с 1880 года. Интереса ради в прошлом году Ю.Чертов посетил старообрядческие храмы в Москве и Ржеве. Кстати, наш многонациональный Даугавпилс, имеющий в каждом микрорайоне города по старобрядческому храму (всего 5), по мнению Ю.Чертова, по данному показателю можно занести в Книгу рекордов Гиннесса. Ведь мало в каком городе не то что Балтии, а даже Европы существует подобный прецедент.

днажды Юрий нашел старинную фотографию своей родной тети — сестры матери, запечатленной рядом со своим мужем штабс-капитаном Владимиром Ивановичем Зверевым — офицером 97-го Лифляндского генерал-фельдмаршала графа Шереметева полка. Дата, написанная на фото от руки, гласила, что доблестный военный родился в 1882, а умер в 1954 году. А его супруга Евдокия Кирилловна (в девичестве Фролова) родилась в 1895 году, ушла в мир иной в 1943 году. Юрий Александрович знал, что в Литве в Вильнюсе проживает дочь Владимира и Евдокии — Ольга Горбик 1917 года рождения, с которой Юрий Чертов не имел связи более 20 лет. Он написал женщине письмо, благодаря чему узнал некоторые подробности о ее родителях.

Крутые повороты судьбы

Но полученных биографических данных было явно мало. Поэтому Юрий Чертов связался с человеком, владеющим большим объемом исторической информации, в частности, касающейся упомянутого 97 полка, Олегом Морозовым. Вместе они решили довести расследование боевой летописи полка и биографии В.Зверева до победного конца. В Москве, куда О.Морозов часто ездил, в Военно-историческом музее он внимательно изучил послужной список В.Зверева. Оказалось, что он поступил на службу рядовым в 1902 году и, участвуя в сражениях, был ранен. За отличие и храбрость Владимир Зверев получил свои первые боевые награды — орден Владимира 4 степени, а основные, в том числе Анны, Станислава и многие медали — за участие в русско-японской войне 1905 года и 1-й Мировой войне. Всего он награжден 5 орденами. За проявленную храбрость и отличие в русско-японской кампании Владимир Зверев был досрочно повышен в воинском звании. Удалось также установить, что во время 1-й Мировой родные штабс-капитана Зверева жили в тогдашнем Вильно (Вильнюсе), поженились в России в Старой Руссе, а их дочь родилась в Витебске. Далее судьба забросила Зверева в Польшу, где он был призван на военную службу. Через полгода доблестного штабс-капитана отправили в запас, жил он с семьей в Вильно. В 1939 году его интернировали в лагерь пленных польских офицеров, а в 1940 году отправили в Россию в лагерь под Козельском. Получилось так, что отставной офицер попал в Палестину в Иерусалим, потом — в Тегеран, а далее — в Лондон, где Владимир Иванович в 1954 году умер.

Где находится могила?

Где находится место погребения штабс-капитана — неизвестно. Удалось лишь узнать, что якобы его погребли на кладбище польских офицеров — участников 1-й Мировой войны, и будто во время похорон в последний путь его провожал русский священник. И что все свое нажитое имущество В.Зверев завещал православной церкви. Но где находится место упокоения далекого родственника — неизвестно, хотя у Юрия Чертова даже есть фотография под N1471. Один знакомый предоставил исследователю родословной адреса всех православных приходов Лондона: три мужских и один женский. Юрий Александрович отправил в них письма и фотографии могилы Зверева. Ответа из Лондона пока нет. Но надежда не потеряна, так как в столице Великобритании у Ю.Чертова есть люди, готовые заняться поиском могилы Зверева. И ухаживать за ней тоже: “Может, хоть кто-нибудь цветы на могилу положит”.

з семейного архива в Вильнюсе Юрию Чертову прислали ноты с маршем того самого полка, где служил В.Зверев. Неплохо бы услышать, как он звучит. Юрий Александрович хочет попросить музыкантов исполнить эту мелодию.
Родственников надо знать
Это история лишь одного ответвления родового древа. Всего Юрию Александровичу удалось выявить данные о 130 своих близких и далеких родственниках, начиная с прадедушки и прабабушки. Для внуков Юрия Чертова — это шестое поколение. Сколько еще родственников у него — Юрий Чертов не знает. Чтобы выявить всех, предстоит большая работа. В родословной нет громких имен и известных прославленных личностей — в основном, это простые люди, преимущественно, проживающие в Латвии, России и в Австралии. По отцовской линии много долгожителей, дотянувших до 90 и даже 95 лет. По материнской — до 80 лет. Юрий Александрович мечтает собрать фотографии своих родственников, но сделать это будет не так-то просто. По мнению нашего героя, стыдно не знать свою родословную: “Некоторые не имеют представления даже о своих двоюродных братьях и сестрах, не говоря уже о более дальних родственниках. А это же так интересно!”

25.05.2006 , 11:02

Анатолий Крылов


Написать комментарий