Предприятия торговли до сих пор противятся требованиям Закона об обороте алкоголя

Как сообщил президент Латвийской ассоциации торговцев (ЛАТ) Хенрик Данусевич, ЛАТ приняла решение обратиться в правительство с предложением созвать четырехстороннюю встречу — Минэкономики, Минземледелия, Министерства финансов и ассоциации

На ней торговцы хотят обсудить требование Закона об обороте алкоголя: необходимость указывать при продаже в розницу на чеке не вид напитка (к примеру, brendijs), а его название (например, Bonaparte).

У вас “Бонапарт” или “Наполеон”?

В то время как в солнечной Грузии мелкие торговцы только начинают ощущать прелести демократии и устраивают массовые протесты против введения кассовых аппаратов, угрожая скинуть правительство, у нас противостояние коммерсантов и фискальных органов давно уже вошло в более цивилизованную колею дискуссий. Так, многие торговцы оппонируют Службе госдоходов (СГД), ссылаясь на действующие правила о маркировке продовольственных товаров, где указано, что на чеке должна быть указана группа товара, а не его наименование.

Казалось бы, чего проще? Жалко, что ли, продавцам размещать на чеках дополнительную информацию? Однако, если учесть, что далеко не все электронные кассовые аппараты (ЭКА) такие умные, чтобы выполнить это требование СГД, а полная замена парка ЭКА обойдется, по некоторым прикидкам, в 16 млн. Ls, то становится понятно — да, жалко. Тем более что речь в основном идет о небольших торговых предприятиях. Крупные торговые центры уже давно работают с современными кассовыми системами, учитывающими сумму сделки как минимум в двух валютах, многоуровневые ставки НДС, финансовую отчетность за 90 дней, а также печатающие на чеке название пробитого в кассе товара. Между тем штраф за несоблюдение этого правила тоже “кусается”: 250 Ls для небольшого сельского магазина — это большие деньги.

Менять ЭКА или повышать зарплату?

Не далее как вчера руководитель отдела коммуникаций СГД Агнесе Гринберга заявила, что служба не собирается менять закон в угоду мелким торговцам. Поэтому, по словам Данусевича, и нужна встреча “на высшем уровне”.

Ситуация при этом сложилась любопытная: Минземледелия и Минэкономики в данном случае на стороне торговцев, понимая, что упомянутые требования — бремя, мешающее развитию малого и среднего бизнеса. А вот у Минфина — свои интересы: чем больше возможностей пополнить казну, тем лучше.

“Сегодня, когда перед торговцами стоит задача удержать работников, а значит, повышать им заработную плату, лишние непродуктивные расходы могут поставить их бизнес под удар”, — уверен Данусевич.

По его словам, сейчас уже многие предприятия торговли сделали инвестиции в обновление кассового парка, но до сих пор где-то 9% ЭКА не соответствуют требованиям закона. Кроме того, в Латвии есть особая категория предпринимателей — владельцы предприятий общепита, имеющих право продавать алкоголь. Очень часто их кассовые аппараты способны указать на чеке только напиток, не уточняя, какой, не говоря уже о его названии. Поэтому хозяев кафе и баров тоже могут ждать большие неприятности.

Десять лет и два года

Одной из причин настойчивости Минфина называется лоббирование интересов продавцов кассового оборудования. Однако, как говорит глава ассоциации, они и без того живут весьма неплохо, зарабатывая на обслуживании ЭКА. И совсем не в их интересах, чтобы клиенты становились банкротами.

Ведь минимальный срок жизни ЭКА — десять лет, зачем же менять аппараты после каждой очередной поправки в законе? Как бы то ни было, пока требования закона, которые в силе уже несколько лет, никто не отменял, а переговоры с Минфином о поблажках торговцам, например о сокращении числа кодируемых кассой позиций, идут уже два года.


Написать комментарий