Наша история: Верность науке и польской общине ученого-химика Шиманской 10

31 мая 1998 года, 20 лет назад, на католическом кладбище в Даугавпилсе польское общество «Промень» вместе с Латвийским обществом фармацевтов открыли памятник на могиле известного ученого-химика, уроженки нашего города Марии Шиманской.

На памятнике, освященном Юрисом Мукансом в костеле Пресвятой Девы Марии, выбито по-польски: «Honorowy Czlonek Akademii Nauk Łotwy profesor Maria Szymańska 23. IV 1922. – 10. VI 1995». 

Мария Шиманская ушла из жизни всего 23 года назад. И Даугавпилс, казалось бы, может помнить и гордиться тем, что здесь родилась, училась, боролась с нацизмом женщина с яркой и непростой судьбой. В нашем городе находится ее последнее пристанище. Но хватило и четверти века, чтобы имя ее в памяти даугавпилчан стерлось. Лишь дотошные сотрудники Латгальской центральной библиотеки составили и разместили на своем сайте краткую автобиографическую справку о Марии Шиманской и перечень публикаций 20-летней давности. 

Рижане о Шиманской помнят: в 2012 году, когда исполнилось 90-лет со дня рождения пани Марии, в научном журнале Рижского технологического университета ей была посвящена статья. 

В Даугавпилсском краеведческом музее о нашей землячке удалось получить только краткую информацию. В музейных фондах хранится книга с научными работами Шиманской. 

Фотография Марии Шиманской, 1982 г. (из архива даугавпилсских поляков)

История одной фотографии 

А вот глава даугавпилсского общества «Промень» Ришард Станкевич порадовал – поделился фотоснимком Марии Шиманской, который хранится в архиве поляков. 

«Это очень редкая фотография Шиманской, – рассказал Ришард Станкевич. – Кроме нашего архива такой больше нигде не найдете. Эту фотографию нам вместе со своим архивом, незадолго до своей кончины, передала известная даугавпилчанка Хелена Филипенок. В ее архиве фото хранилось, потому что Хелена, как и Мария Шиманская, в годы Второй мировой войны работала в даугавпилсской польской группе сопротивления Армии Крайовой. Они были связными. Знаю, что она была схвачена и попала в концлагерь Штутгоф. Ее товарищи по подполью в 1944-м были расстреляны. 

Мария Шиманская была единственным ребенком наборщика Владислава и Хелены Тарвид. Это достаточно древний польский дворянский род. Очень известная в Даугавпилсе фамилия. Если проходит несколько поколений, и предки не передают историю своей семьи, то род «растворяется». Иногда Тарвиды «всплывают», но информации крайне мало.  

Мария Шиманская была одним из основателей Польского союза Латвии и после трагической гибели Иты Казакевич стала его председателем. К сожалению, о Марии Шиманской мало кто что-то знает».  

Дворянского рода 

Семья Тарвидов жила на улице Зеленой, 96 (ныне – Имантас) в съемном деревянном домике, в котором не было ни электричества, ни воды, ни удобств. Мария окончила 13-ю основную школу с польским языком обучения, потом продолжила учиться во 2-й Даугавпилсской государственной гимназии. Девочка любила книги и была готова портить зрение, читая их при слабом свете керосиновой лампы. Ее невозможно было оторвать от романов Генриха Сенкевича и стихов Адама Мицкевича. Чтобы грамотно, с правильной долготой на словах писать на латышском языке, Мария переписывала латышские тексты.  

Юная гимназистка мечтала о профессии фармацевта. Окончив гимназию в 1940 году, вместо учебы девушка начала работать в аптеке Викентия Зеленского. Но пришли советские войска, аптека Зеленского была национализирована, и Марии вновь пришлось искать работу. Повезло: ее приняли регистратором в поликлинику и лаборанткой в даугавпилсскую волостную аптеку.  

Человек, которого не сломить 

В первые дни войны деревянный дом, где жили Тарвиды, сгорел. Из всех пожитков удалось спасти только швейную машинку. Семья переселилась на улицу Ригас, 74a. Осенью 1942 года Мария отправилась в Ригу и поступила на химический факультет университета. Но отучилась недолго: крайне стесненные материальные условия, в которых жила семья, вынудили ее вновь вернуться в Даугавпилс на работу.  

Стала членом польского подполья, а 23 апреля 1943 года была арестована гестапо и помещена в Даугавпилсскую тюрьму. Позже Марию сначала перевели в центральную тюрьму Риги, в 1944-м морем вывезли в Гданьск, а затем – в концлагерь Штутгоф. «Сад богов» — так цинично называли палачи лес деревушки Штутово неподалеку от Гданьска. Заключенные концлагеря умирали десятками. Крематорий лагеря не справлялся с трупами, поэтому возле лагеря выкапывали ямы, сваливали туда умерших, обливали смолой и сжигали днем, потому как боялись, что пожары заметят американские летчики. 

В 1945-м, когда советские войска приближались к Штутгофу, заключенных под строгой охраной отправили пешим ходом на Лауэнбург. В этом шествии смерти вместе с Марией Тарвид шел профессор Рижского университета Константин Чаксте, сын первого президента Латвии. Мария заболела тифом, но выжила и дождалась освободителей. 23 мая 1943 года она вернулась в родной город. Ее встречала только мама, отец погиб при взрыве мины. 

После месяца отдыха Мария отправилась в Ригу искать работу, чтобы содержать себя и помочь маме. Вернулась в институт, под руководством Соломона Гиллера защитила диплом. Имя М. Шиманской вписано в историю химии в Латвии. Она являлась одним из организаторов и основателей в 1957 году Института органического синтеза, 18 лет выполняла обязанности заместителя директора института по научной работе, была инициатором органических каталитических исследований в Латвии. С 1978 по 1994 год была председателем Латвийского фармацевтического общества.  

До конца своей жизни Мария Шиманская была верна фармацевтике и польской общине в Латвии.

02.06.2018 , 09:30

Подготовила Наталия Салагубова , GOROD


Написать комментарий

Сивый бред!Тарвид-традиционная фамилия евреев-выкрестов,чему подтверждением их проживание в еврейском квартале на Имантас.Лес богов-топоним еще с прусских языческих времен.Константин Чаксте никуда не ходил,умер скоропостижно в Штутгофе от воспаления легких.

Сивый бред!Тарвид-традиционная фамилия евреев-выкрестов,чему подтверждением их проживание в еврейском квартале на Имантас.Лес богов-топоним еще с прусских языческих времен.Константин Чаксте никуда не ходил,умер скоропостижно в Штутгофе от воспаления легких. Кантор

И Ита Козакевич, а не Казакевич.

Благодарю Р. Станкевича за такой Подарок своего труда горожанам. Красивая,талантливая, образованная христианка
и патриотка родного города. Пани Мария наша современница. Светлая память светлому Человеку.
Евреи -апостолы, первые пещерные последователи Великого Реформатора Ветхого Завета, стали основателями христианства.Евреев- христиан и сегодня много в среде Человечества. Они наследники Великого Учителя.

Благодарю Р. Станкевича за такой Подарок своего труда горожанам. Красивая,талантливая, образованная христианка и патриотка родного города. Пани Мария наша современница. Светлая память светлому Человеку. Евреи -апостолы, первые пещерные последователи Великого Реформатора Ветхого Завета, стали основателями христианства.Евреев- христиан и сегодня много в среде Человечества. Они наследники Великого Учителя. ЛК.

Еретики.

Благодарю Р. Станкевича за такой Подарок своего труда горожанам. ЛК.

От таких подарков горожанам становится худо.

Спасибо автору, замечательная и тёплая статья. В Даугавпилсе родилось множество прекрасных людей, о них надо помнить - это история нашего города. :-)

Спасибо автору, замечательная и тёплая статья. В Даугавпилсе родилось множество прекрасных людей, о них надо помнить - это история нашего города. :-) Горожанин

На памяти части горожан ядрёное латышско-польское табу.

'' Ее товарищи по подполью в 1994-м были расстреляны.''

А кто их?

Статья интересная, но небрежно написанная, все-таки корректор в штате нужен. Расстреляны в 1994, сжигали днем, чтобы американские летчики не заметили пожаров...Может, это переводная статья?

23 мая 1943 года она вернулась в родной город. Ее встречала только мама, отец погиб при взрыве мины.

про 1994 (1944) год испрпавили, а тут разве по смыслу подходит? в 1943 году здесь хозяйничали немцы !!!

Написать комментарий