Террористическое государство на Западном берегу

Что говорят хорошему союзнику, когда кажется, что он собирается усугубить свой провал? Что США оплатят это предприятие?

Израильский премьер-министр Эхуд Ольмерт находится в Вашингтоне, где будет просить совета и содействия в финансировании вывоза 50-100 тыс. израильских поселенцев с 90-95% Западного берега и из определенных районов Иерусалима, а также передислокации Армии обороны Израиля, в основном, вокруг барьера безопасности, который строит Израиль. Большинство американцев склонны думать, что подобное размежевание является разумным шагом на пути к созданию палестинского государства, даже если отдельные территориальные споры еще предстоят. Также широко распространено мнение, что палестинскую враждебность к Израилю разжигает отчаяние, которое можно умерить только израильскими уступками. Оба предположения, однако, могут быть фундаментально некорректны.

Подход, который Израиль собирается реализовать на Западном берегу, уже был опробован в секторе Газа и полностью провалился. Израильский вывод сил в прошлом году дал самый худший набор результатов, который только можно себе представить: мощное присутствие “Аль-Каиды”, “Хезболлаха” и даже нескольких подразделений Иранской революционной гвардии; уличные бои между “Хамасом” и “Фатхом” и попытки покушения “Хамаса” на главу разведки “Фатха” и иорданского посла; ракетные и минометные обстрелы соседних городов внутри Израиля; явное усиление позиций “Хамаса”, который приписал вывод сил своей кампании. Последнее почти наверняка внесло значительный вклад в победу “Хамаса” на палестинских выборах.

Сейчас мир должен просчитать, как не дать палестинцам голодать, и при этом не давать денег правительству “Хамаса” в секторе Газа, которое определенно сосредоточено на уничтожении Израиля. До обширного инсульта в прошлом году Ариэль Шарон не раз говорил, что не станет осуществлять отход из Газы на Западном берегу. И не без причины: превращение Западного берега в подобие сегодняшнего сектора Газа было бы во много раз более страшным кошмаром. Как удастся справляться с продолжающимися запусками ракет и мин с Западного берега, достигающими почти любой точки на территории Израиля? (Израильская система ПРО “Хец”, вероятно, сработает против иранских ракет средней дальности, но не против “Катюш” такой малой дальности.) Барьер безопасности никак не защищает от таких бомбардировок – сложность подобной обороны демонстрирует опыт сектора Газа после того, как сапоги ЦАХАЛа покинули территорию. Сложно себе представить, что в случае минометных обстрелов и стрельбы “Катюш” из школ, больниц и мечетей, как это наверняка будет, последует эффективное и незамедлительное возмездие с воздуха.

Израиль – не единственная прозападная страна, которая окажется под угрозой. Как сможет выжить умеренная Иордания с большинством палестинского населения, если у ее границ будет находиться террористическое государство на Западном берегу? Израильские уступки также приведут к тому, что США будут казаться слабее, сочтя, что это мы призвали к уступкам. Эти уступки заставят предположить, что мы возвращаемся к старым моделям поведения – бегству из Ливана в 1983 году, молчаливому согласию на уничтожение Саддамом курдских и шиитских мятежников в 1991 году, бегству из Сомали в 1993 и т.д.

Три крупных израильских усилия по разрешению конфликта в течение последних 13 лет не сработали. Осло и рукопожатие Ицкаха Рабина и Ясира Арафата в 1993 году в Розовом саду привели лишь к тому, что в 2000 Арафат отверг крайне щедрое предложение Эхуда Барака и началась вторая интифада. Вывод израильских сил из Южного Ливана в 2000 году повысил престиж “Хезболлаха” и усилил контроль группировки над территорией; а вывод сил из сектора Газа открыл путь для безумия. Эти три попытки были основаны на той предпосылке, что только израильские уступки в состоянии сменить палестинский гнев на милость. Но становится все очевиднее, что палестинскую борьбу подпитывают ненависть и презрение.

Израильские уступки действительно усилили палестинские надежды, но не на разумное урегулирование с созданием палестинского государства, а на то, что они действительно смогут разрушить Израиль. Ось Иран – Сирия – “Хезболлах” – “Хамас” не скрывает своей цели: это геноцид. Когда они говорят о “прекращении израильской оккупации”, они говорят о Тель-Авиве. В таких обстоятельствах самое время признать, что, как ни печально, израильско-палестинский вопрос, скорее всего, не станет первым из разрешенных в ходе длящейся десятки лет войны, которую радикальный ислам объявил США, Израилю, Западу и умеренным мусульманам. Скорее всего, он будет последним.

В один прекрасный день разрешение конфликта, которое приведет к сосуществованию двух государств, может стать возможным, однако крайне наивно полагать, что это может произойти в то время, когда основой радикальной исламистской и палестинской программы является максимизация еврейских смертей. Устойчивый компромисс будет достижим только тогда, когда мы, выражаясь словами Дэниела Патрика Мойнихэна, перестанем “понижать нормы отклонения” для палестинцев.

Сегодня мы не можем сказать, что 250 тысячам еврейских поселенцев, живущих за границами Израиля 1967 года, разрешат жить вообще, не говоря уже о том, чтобы жить свободно и в безопасности, в палестинском государстве на Западном берегу и в секторе Газа. Зато сегодня в Израиле живет около 1,2 млн арабов, почти все – мусульмане, и живут они в мире среди 5 млн евреев – что примерно в два раза превышает процент евреев, сейчас живущих на Западном берегу, в соотношении с мусульманским населением. Арабские граждане Израиля свободно молятся: идя по Тель-Авиву, то и дело можно слышать, как муэдзин призывает верующих на молитву. Они голосуют на свободных выборах за своих собственных представителей в реальном законодательном органе – кнессете. Они всеми силами дают понять, что предпочитают быть арабскими израильтянами, чем жить в хаосе и неопределенности Западного берега после израильского выхода.

Создание палестинского государства может стать реальностью тогда, когда к палестинцам будут применяться те же стандарты, что и к израильтянам, – необходимо, чтобы к еврейским поселенцам в палестинском государстве на Западном берегу и в секторе Газа относились с той же порядочностью, с какой Израиль относится к своим арабским гражданам. А до тех пор три провала за 13 лет должны заставить нас все же задуматься, мудро ли идти на дальнейшие уступки.


Написать комментарий