Наша история: ученые с мировым именем братья Ковалевские и их латгальский след 1

Владимир Онуфриевич Ковалевский
Владимир Онуфриевич Ковалевский
135 лет назад, вдохнув смертельную дозу хлороформа, трагически ушел из жизни уроженец Динабургского уезда, ученый-палеонтолог, супруг известной русской женщины-математика Владимир Онуфриевич Ковалевский.

Он прожил всего 41 год, из них лишь 4 занимался научными исследованиями. Его открытия в палеонтологии до сих пор остаются актуальными.

Потребовалось более века, чтобы потомки увековечили память своего земляка. Только в 2010 году в Латгалии, в местечке Закиши Варкавской волости, был установлен памятник двум биологам, ученым с мировым именем – братьям Владимиру и Александру Ковалевским.

Братья Ковалевские

Александр и Владимир по жизни были близки – их связывали не только родственные узы, но и присущее обоим братьям увлечение наукой. А ведь родители прочили сыновьям совершенно иную карьеру. Старшего Александра они в будущем виделиинженером-путейцем, младшего – юристом. 

Осознав, что профессия железнодорожника перспективная и денежная, но для него не особо привлекательная, Александр перевелся на естественно-научный факультет Санкт-Петербургского университета. Затем он продолжил обучение за границей. Его академическая карьера складывалась успешно. Путь Владимира был более тернистым, но успехи – не менее значимыми. С отличием окончив училище правоведения, 18-летний Владимир,в совершенстве владевший английским, французским, немецким и итальянским языками,отправился в Лондон. Юноша мечтал познакомиться с «русским Вольтером» – Герценом. Александр Иванович предложил молодому Ковалевскому место домашнего учителя своей дочери.

Потом был Краков и учеба в Медицинской академии, Петербург и издательская деятельность, работа военным корреспондентом в Италии, возвращение в Петербург.

Фиктивная жена

В этот период в жизни Владимира появилась Сонечка Корвин-Круковская, большинству наших современников известная как Софья Васильевна Ковалевская, первая в мире женщина – профессор математики. Соня, как и ее сестра Анюта, искали себе фиктивных женихов, чтобы уехать учиться за границу. Владимира Ковалевского девицы сочли подходящим кандидатом. Ему сделали предложение, от которого он не отказался.

Но Владимир руководствовался не только желанием помочь девушкам. В те дни он писал брату: «Младшая, именно мой воробышек, такое существо, что я и описывать ее не стану, потому что ты, естественно, подумаешь, что я увлечен... Несмотря на свои 18 лет воробышек великолепнообразован, знает все языки, как свой собственный, и занимается до сих пор главным образом математикой, причем проходит уже сферическую тригонометрию и интегралы; работает, как муравей, с утра до ночи и при всем этом жив, мил и очень хорош собой. Вообще это такое счастье свалилось на меня, что трудно себе представить».

Молодые тихо обвенчались, но сразу уехать за границу не удалось. Препятствием стали запутанные дела и долги Ковалевского в издательстве. Выручил тесть, поручившийся перед кредиторами. Владимир вместе с женой уехали в университетский Гейдельберг, где Сонечка занялась любимой математикой, а Ковалевский изучал химию и физику, особое внимание уделяя минералогии, кристаллографии, геогнозии, общей геологии. Ковалевский получил степень доктора философии в Йенскомуниверситете, Софья Васильевна – диплом Геттингенского университета, после чего супруги возвратились в Россию.

Причина конца

Потом все пошло не так. Крайне неудачно сложилась ситуация с финансами. Проблемы с бизнесом не давали сосредоточиться на науке.

В апреле 1883 года «Московские ведомости» сообщили: «16-го апреля прислуга при меблированных комнатах под фирмой Noblesse, по Салтыковскому переулку, Тверской части утром в 8 часов, по заведенному порядку, стала стучать в дверь одного из нумеров, занимаемого с прошлого 1882 года доцентом Московского университета, титулярным советником В.О.Ковалевским; но, несмотря на усиленный стук, отзыва не было получено. Тотчас же об этом было дано знать полиции, по прибытии которой дверь была взломана. Оказалось, что Ковалевский лежал на диване одетый, без признаков жизни; на голове у него был надет гуттаперчевый мешок, стянутый под подбородком тесемкой, закрывавший всю переднюю часть лица. Против носа в мешке сделано отверстие, в которое вставлена шейка стеклянной банки, обвязанной по краям; в банке лежало несколько кусков губки, пропитанной, по-видимому, хлороформом, который покойный, вероятно, вдыхал».

На столе между разными бумагами лежала недописанная предсмертная записка Владимира Онуфриевича, в которой ученый, обращаясь к своему другу адвокату, писал, что «одну из главных причин конца составляет расстройство дел».

Кстати, фиктивный брак Ковалевских был настоящим. Уход мужаиз жизни Софья переживала очень тяжело.

Памятник в Варкавской волости

P.S. Использованы материалы книги русского писателя Семена Ефимовича Резника «Владимир Ковалевский: трагедия ингилиста» и авторской рубрики Беспаловой из «Науки и техники», фотографии LatgalesDati.

29.04.2018 , 08:00

Подготовила Наталия Салагубова , Gorod.lv


Написать комментарий

На фото не Владимир Онуфриевич а Владимир Иванович Ковалевский