Наша история: Чемпион Арктики в Даугавпилсе 2

Спасательную арктическую экспедицию возглавляли (слева направо) летчик Б.Г. Чухновский, профессор Р.Л. Самойлович, летчик П.Ю. Орас
Спасательную арктическую экспедицию возглавляли (слева направо) летчик Б.Г. Чухновский, профессор Р.Л. Самойлович, летчик П.Ю. Орас
13 апреля 1929 года в наш город приехал известный советский летчик Борис Чухновский, который участвовал в спасении экипажа дирижабля «Италия», потерпевшего катастрофу в Арктике.

Благодарные родственники спасенных итальянцев, членов команды экспедиции Умберто Нобиле, назвали Бориса Чухновского «великодушным чемпионом Арктики».

Даугавпилс был одним из многочисленных городов, где герои останавливались во время своего вояжа по Европе.

Два океана летчика Чухновского

9 апреля 1898 года, 120 лет назад, в Петербурге родился Борис, второй сын в семье ученого-лесовода, выпускника Петербургского лесного института. Вскоре семья переехала в Гатчину. Когда Борису было 4 года, умерла его мать. Отец всего себя отдавал сыновьям. Имея блестящее образование, он сам занимался с ними, готовил их к поступлению в реальное училище.

Борис Чухновский

С помощью друзей отца Борису еще мальчишкой довелось побывать на «Ермаке», первом в мире русском ледоколе арктического класса, а также на одной из первых русских подводных лодок. И он «заболел» морем.

В 1911 году в Гатчине открылся отдел воздухоплавательной школы, ставший впоследствии военной авиационной школой, где у Бориса появились друзья. В июле 1915-го 17-летний Чухновский с вместе с летчиком Азанчеевым впервые поднялся в воздух.Любовь к морю в юноше боролась с увлечением небом. Но к окончанию реального училища он сделал выбор.В марте 1917 года Борис по настоянию отца поступил в Морской корпус.

Однако буквально через несколько недель вместе с группой слушателей Борис отправился в школу морских летчиков, которая находилась в самом Петрограде, на острове Гутуев, на стрелке между Морским каналом и Невой. В октябрьские дни 1917 года, когда в стране полыхала революция, 19-летний Борис Чухновский стал морским летчикам.

SOS в Арктике

В 1928 году итальянский дирижабль «Италия» под командованием Нобиле летел к Северному полюсу. Достигнув его 24 мая 1928 года, «Италия» потерпела аварию у северной оконечности Шпицбергена. Девять аэронавтов, в том числе и руководитель экспедиции Умберто Нобиле, оказались на льду с минимальным запасом еды и средств жизнеобеспечения.

В поисках экспедиции принимали участие представители многих стран. Сам Нобиле, поучивший тяжелое ранение, был самолетом эвакуирован на итальянское судно. Три человека – группа Мальмгрена – ушли из лагеря, решив добраться до землипешком.Весь мир с напряжением следил за поисками и спасением пропавшей экспедиции.

В СССР был создан Комитет по спасению Нобиле. За трое суток расконсервировали самый мощный тогда ледокол «Красин», который сразу же вышел в море. Все приготовления к опасному плаванию во льдах были завершены в считанные дни. «Так могут собираться большевики или сумасшедшие», – злословили на Западе. Спасательной экспедицией руководила «тройка», в составе которой были известный полярный исследователь профессор Рудольф Самойлович, летчики Чухновский и Орас.

Рудольф Лазаревич вспоминал: «Когда я узнал, что в качестве руководителя летной группы назначен Б.Г. Чухновский, я был чрезвычайно доволен. Несмотря на свою молодость Чухновский имел большой летный стаж. Участие его в руководящей тройке было также крайне полезно, ибо роль летной части была столь велика, что, конечно, весьма важно было, чтобы ее руководитель имел право голоса в самом руководстве экспедиции.

Нужно сказать, что Б.Г. Чухновский в начале июня лежал в госпитале, больной аппендицитом. Его готовили к операции, когда он прочел в газетах о своем назначении в полярную экспедицию. Невзирая на протесты врачей он немедленно выписался из госпиталя и стал в ряды экспедиции…

Чухновский, несмотря на свое слабое здоровье, проводил день и ночь в неустанной работе – надо было подобрать надежную летную команду, испробовать мотор, устроить для него соответствующую площадку на ледоколе, надежно погрузить и установить его».

Спасение «Италии»

На борту «Красина» был самолет ЮГ-1 и его экипаж во главе с Чухновским. Ввиду исключительно тяжелой ледовой обстановки в районе аварии было решено попытаться вывезти потерпевших крушение по воздуху.

В первом же полете 10 июля была найдена красная палатка аэронавтов. Пострадавшим сбросили еду и одежду. На следующий день была обнаружена и группа Мальмгрена. Но из-за густого тумана самолету Чухновского не удалось вернуться на ледокол. Пришлось совершить вынужденную посадку около одного из островов. При этом сломалось шасси. Выбравшись на остров, летчики передали на ледокол координаты обнаруженных ими итальянцев и доложили о повреждениях. ТакжеЧухновский в радиограмме добавил: «Все здоровы. Запасы продовольствия на две недели. Считаю необходимым «Красину» срочно идти спасать Мальмгрена».

Летчик настоял, чтобы ледокол сначала спас членов экипажа дирижабля. Поступком Чухновского восхищались во всем мире. «Мы не могли поступить иначе. Не могли же мы просить помощи прежде, чем спасут остальных!» – не понимал он.

О спасении экспедиции Нобиле был снят советско-итальянский фильм «Красная палатка», в котором роль Бориса Чухновского исполнил Никита Михалков. На здании школы в Гатчине в честь легендарного летчика установлена мемориальная доска, в тексте на которой допущена ошибка: написано, что Чухновский – Герой Советского Союза. Увы, он им не был, хотя и заслужил это звание.

P.S. Использованы материалы статьи Ольги Гарбуз «Схватка с Арктикой», книг Рудольфа Самойловича «S.O.S. в Арктике: экспедиция «Красина»» и Святослава Виноградова «В дерзновенном полете». 

14.04.2018 , 08:00

Подготовила Наталия Салагубова , Gorod.lv

Фото: kot-or-osl.livejournal.com


Написать комментарий

Про Гагарина ни гу-гу, зато про Чухновского расскажем...

Про Гагарина ни гу-гу, зато про Чухновского расскажем...

А Гагарин в Д-пилс не приезжал! О, как!

Написать комментарий