Почему мы им не верим?

«Власть в Латвии принадлежит народу Латвии», - с этой фразы начинается Конституция Латвийской Республики. На выборах народ делегирует эту власть своим представителям - в Сейме, правительстве, различных государственных структурах

Но, как свидетельствуют социологические исследования, большая часть жителей Латвии собственным представителям… не доверяет. Почему? На вопросы «Часа» отвечает профессор факультета социальных наук Латвийского университета, директор Балтийского института социальных наук Бригита Зепа.

Лишь каждый четвертый житель Латвии доверяет государственным органам страны

h. Школа заслуживает доверия

- В рамках своего исследования вы определили точный процент доверяющих и не доверяющих властям жителей страны. Как бы вы прокомментировали эти цифры?
bq. Доверие к государственным учреждениям в Латвии действительно низкое и имеет тенденцию к дальнейшему снижению. Но и в западных странах сложилась аналогичная ситуация, так что мы на общем фоне не выделяемся.

Что же касается цифр, то у нас Сейму доверяют 25 процентов жителей, правительству – 22 процента. Среди государственных структур наибольшим доверием пользуются школы, радио и телевидение. Достаточно высокое место занимает церковь. А вот политическим партиям жители Латвии доверяют меньше всего.

В старых странах Европы госструктурам доверяют в среднем 35 процентов жителей, в новых странах ЕС – 16 процентов. Так что, как видите, Латвия полностью вписывается в эти рамки.

- Вы говорите, что уровень доверия к государству уменьшается, с чем это связано?
bq. Максимальный уровень доверия к госструктурам наблюдался в начале 90-х годов, когда латвийское государство только формировалось. Это было эмоциональное доверие – со стороны жителей страны всех национальностей. Но за эмоциональным подъемом последовали суровые будни: начались реформы, многие из которых были очень болезненными. Все привычное и устоявшееся менялось, уровень жизни резко упал, появилось и такое ранее не известное нам явление, как безработица… Все это не могло не сказаться на уровне доверия к госструктурам. Он вновь пополз вверх в 1993 году, когда избирался новый Сейм. Однако вскоре цифры вернулись на прежний уровень.

Подобная схема действует и по отношению к Кабинету министров: как только появляется новый премьер, кривая доверия ползет вверх, но через некоторое время возвращается на прежний уровень. Это дает очень точный срез психологии людей: несмотря ни на что, с появлением новых лиц в структурах власти неизменно связывают большие надежды.

В последние годы уровень доверия к госструктурам стабилен и переживает лишь незначительные колебания. Как и в большинстве европейских стран.

Мы – как Европа

- Наверное, это логично, что в такой бедной стране, как Латвия, большая часть жителей властям не доверяет, но почему властям не доверяют в благополучной Европе?
bq. Ученые объясняют это так: потребность людей в благосостоянии растет намного быстрее, чем государство может ее удовлетворить. И поэтому, несмотря на то, что уровень жизни растет, доверие к госструктурам падает…

- Если мы говорим о социальных группах, то какие из них в Латвии больше доверяют властям?
bq. Самыми терпимыми являются пенсионеры, а критичнее других настроены самозанятые лица, руководители высшего уровня, врачи, юристы и социологи.

На степень доверия очень большое влияние оказывает образованность: чем выше уровень образованности конкретного человека, тем меньше он доверяет властям – образованные люди более критично относятся ко всему.

- А как сами опрошенные объясняют свое недоверие?
bq. Многие твердо убеждены, что люди, занимающие в Латвии высокие посты, заботятся о собственном благополучии, а не о благополучии всего общества. Более половины опрошенных согласны с тем, что латвийские политики больше думают о своем благе. Это устойчивая точка зрения, с которой политики не могут не считаться.

Но несмотря на такое скептическое отношение, очередные выборы в Сейм ожидаются с определенным энтузиазмом, и состав нашего парламента каждый раз обновляется почти на 50 процентов. Новые люди – новые надежды.

- Когда человек говорит: «Я доверяю Сейму!», что он имеет в виду?
bq. На доверие Сейму влияет много факторов. Во-первых, это безопасность: если человек чувствует себя в безопасности на улице и в квартире, если он уверен, что ночью может спокойно идти по улице, он доверяет власти.

Во-вторых, это работа. Если человек не боится потерять работу, он доверяет власти.

В-третьих, это коррупция. Если человек давал взятку представителю государственного учреждения, то он ему не доверяет или доверяет меньше.

И наконец, это материальное положение – материальные проблемы тоже уменьшают доверие к Сейму.

Что же касается укрепления политического доверия, то его, безусловно, укрепляет участие в выборах. Те, кто приходит на избирательные участки, властям все же доверяют. Еще больше доверяют властям люди, лично встречавшиеся с политиками, депутатами Сейма, министрами, а также люди, участвующие в работе негосударственных организаций. А еще те, кто верит, что если по отношению к ним произойдет несправедливость, они смогут доказать в госструктурах свою правоту.

Чем ближе находятся люди к механизму принятия различных решений, тем выше их доверие к госструктурам и тем чаще они относят эти решения к себе.

Чья это власть?

- Есть ли различие в позиции латышей и нелатышей?
bq. Есть, и очень серьезное. Сейму Латвии доверяют 25 процентов латышей и лишь 15 процентов нелатышей. И это различие – в целых десять процентов! – отчетливо показывает разницу между этническими группами. Эта разница обозначилась в последнее время. В 90-е годы нелатыши доверяли госструктурам так же, как и латыши. Некоторые склонны объяснять эти результаты равнодушием со стороны нелатышей, их нежеланием вникать в то, что происходит в государстве.

Когда большая группа людей не может участвовать в принятии решений в государственных институциях, растет недовольство. И это недовольство может привести к появлению риска легитимности. Что мы в определенной степени наблюдаем и в Латвии.

- Но если доверие к государственным институтам имеет тенденцию сокращаться, не значит ли это, что в один прекрасный день оно достигнет отметки ноль процентов или вообще уйдет в минусы?
bq. Нет, этого никогда не случится! Общество состоит из различных групп, доверие одних будет сокращаться, но доверие других сохранится на том же уровне или вырастет. Думаю, что и в Латвии этот показатель будет как на Западе – треть жителей в большей или меньшей степени доверяют госструктурам.


Написать комментарий