Наша история: латгальский пейзажист Франциск Варславанс и его династия 2

93 года назад,в начале 1924-го, в Риге открылась первая выставка известного латгальского художника Франциска Варславанса.

Латвийцам не забыть наши монеты-латы: ежики, аисты, муравьи, коровки, грибки… и подковки двух видов: кончиками вверх и вниз. С подковками не спешили расставаться –многие держали их в своих кошельках «на счастье».

Но мало кто знает, что автор дизайна этой «счастливой подковки» – Франческа Кирке, внучка известного латгальского пейзажиста Франциска Варславанса.

Записали Варславансом

Для Латвии династия художников – не редкость: Скулме, Акопяны, Зариньши, Янсонсы, Нейбурги, Фолкманисы...

Основатель династии Варславансов Франциск родился в небогатой семье: его отец был сапожником, мать зарабатывала стиркой белья. Да и фамилия у отца была иная – его звали Игнат Анчс. Просто когда отец поступал на службу в царскую армию, писарь по ошибке вместо фамилии «Анчс» записал название деревушки, откуда отец был родом –ВарславануСилоянской волости. Так и пошел с тех пор род Варславансов.

«Он был генетическим денди, очень статным, — вспоминала отца Вечелла, дочь Франциска Варславанса. — И дед наш, Игнат, служивший в царской армии, умел и в затрапезе выглядеть элегантным».

Как вспоминал брат художника, основатель Резекненского театра режиссер Антон Варславанс, отец обучалФранцискарисовать углем. Когда мальчик учился в четырехклассной русской школе, он уже сам начал рисовать цветными карандашами.

Жилось тяжело, и в поисках лучшей доли Варславансы сначала переезжают в Ригу, потом в Петербург, где Франциск поступает в художественную школу Императорского общества поощрения искусств. Его учителем был талантливый русский художник-пейзажист Аркадий Рылов. Директором школы и преподавателем композиции был великий Николай Рерих.

«На ура»

В годы Гражданской войны Франциск проехал всю Сибирь, сумел добраться до Владивостока, где сдружился с местными футуристами и некоторое время жил у поэта и художникаДавида Бурлюка, которого называли «отцом русского футуризма». Как рассказывала его дочь, «отец воспринимал революцию и Маяковского «на ура»». Во внешности самого Франциска было что-то от Владимира Маяковского, особенно когда Варславанс стал носить похожую прическу «под нолик».

19-летний уроженец Латгалии работал кочегаром на кораблях торгового флота, плавал в Китай, Полинезию, на Гавайские и Филиппинские острова, побывал в Бразилии. В 1920 году вернулся в Латвию, работал учителем рисования в Резекненскойгимназии и преподавал рисование в Национальном институте учителей. Благодаря своему таланту и трудолюбию Варславанс в Латвии получал художественные стипендии, которые позволяли ему учиться в Вене, Флоренции, Праге, Берлине, Риме и Париже. Франциск был влюблен в Париж. Он говорил: «В мире только два красивых города – Париж и Резекне».

Он был настоящим латгальцем

«У меня такое впечатление, что отец был обаятельным сердцеедом, но женщины для него были только объектом кокетства, – вспоминала Вечелла. – Я как-то читала трогательное письмо, присланное им из Парижа моей маме, в котором он рассказывал, как какая-то голландская старая дева влюбилась в него как в художника и как в мужчину. Она приходила к нему в мастерскую, покупала его работы, а потом однажды поцеловала ему руку. Он был шокирован».

Франциск не мог равнодушно пройти мимо нищего или калеки, бродячей кошки или собаки. Он всем старался помочь – этим он пошел в свою маму, которая тоже спешила любому прийти на помощь. В провинциальном Резекне на него порой смотрели как на сумасшедшего, потому что никто не носил таких странных, как у него, брюк-никербокеров (от ред. брюки-гольф, широкие брюки, собранные подколеном) и высоких клетчатых носков. Он любил классическую музыку Моцарта и Россини. Дочь назвал в память художника Тициана Вечеллио, картинами которого Франциск любовался во Флоренции. Из его довоенных работ мало, что сохранилось.

«Да, я истинный латгалец, – так о себе говорил Франциск Варславанс. – Во взгляде на мир латгальца влияние оказал католицизм, который везде заставляет искать простоту и аскетизм. И поиск этой простоты сказался на моих работах. Ни в одной картине я не ищу ярких эффектов – пусть мои работы говорят о глубоких человеческих чувствах. В этой простоте я вижу свой, если так можно сказать, латгализм».

Династия Варславансов

Когда латышского художника Юриса Димитерса, одного из лучших современных плакатистов мира,однаждыспросили, как он пришел в плакатное искусство, он ответил: «Хороший педагог был — Гунар Кирке, отец художницы Франчески Кирке. Он замечательно руководил секцией плакатистов».

Дочь Варславанса Вечелластала знаменитым художником по костюмам на Рижской киностудии. Гунар Кирке – отец Франчески Кирке и муж Вечеллы –ведущий график республики, был ректором Латвийской академии художеств.

Внучка Варславанса Франческа, одна из самых ярких представителей современного латвийского искусства, в этом году отмечает свое 85-летие.

А в следующем, 2019 году, исполняется 120 лет со дня рождения Франциска Игнатьевича Варславанса.

P.S.Использованы материалы rus.rezeknesbiblioteka.lv, studija.lv, lakuga.lv. монографии FrancisksVarslavāns.

11.03.2018 , 07:00

Подготовила Наталия Салагубова , Gorod.lv


Написать комментарий

Я тут (вы же не даете возможности) вопрос оставил по поводу восьмимартовских закрытых комментариев одной хоккейной дамы, так вы даже вопрос стерли. Очень, очень некрасивое (трусливое) поведение.

Почему написано, что внучке 85 лет? Она же 1953 года рождения.

Написать комментарий