Партнеры по СЕГ поссорились

Немецкая Eon отказалась впустить "Газпром" на внутренний европейский рынок

Между партнерами по строительству Североевропейского газопровода (СЕГ) пробежала черная кошка. Вчера один из двух партнеров Газпрома — компания Eon Ruhrgas — отказался обеспечить российской компании доступ к внутренним газораспределительным сетям в Германии. В ответ российский монополист может отказаться от переговоров с Eon по участию в Южно-русском месторождении и возобновить обсуждение проекта с другими европейскими компаниями.

Несговорчивый Eon

Как уже писал Телеграф, ранее считалось, что Газпром и Eon подпишут соглашение, аналогичное тому, которое подписал BASF (второй немецкий партнер Газпрома по строительству СЕГ). В обмен на 24% акций в Южно-Русском месторождении Газпром должен был получить доступ к немецким газораспределительным сетям. Однако, если BASF согласился на такие условия, то с Eon сделка сорвалась.

Как заявил глава Eon Буркхард Бергман, причиной отказа стало сомнение немецкого партнера в правильности внешнеэкономической стратегии Газпрома, стремящегося получить доли в газораспределительных сетях стран ЕС и заключать прямые договоры с потребителями. Несмотря на то, что компания Eon крайне заинтересована в увеличении своей ресурсной базы, в том числе и за счет добывающих активов в России, Бергман отказался комментировать ход переговоров по Южно-Русскому месторождению, газ с которого будет транспортироваться в Европу по Североевропейскому газопроводу. Бергман лишь заявил, что “речь об участии Газпрома в газораспределительных активах в Германии на переговорах больше не идет”.

“Газпром” будет биться до последнего

Как отмечает российское издание КоммерсантЪ, ранее предполагалось, что одними из предложенных на обмен активов станут принадлежащие немецкой компании предприятия венгерской нефтегазовой компании MOL, однако Газпром не устроило предложение Eon по Венгрии, и немцам было предложено открыть рынок Германии или предоставить взамен другие западно-европейские активы. При этом в Газпроме настроены решительно. Если компания не получит желаемого, то Eon не получит ни одной акции Южно-Русского месторождения, и переговоры по нему будут продолжены с другими европейскими газовыми компаниями, готовыми открыть внутренний рынок ЕС для Газпрома.

Между тем западно-европейские активы Eon представляют для Газпрома большой интерес. Причем не только в Германии, но и в Бельгии, и в Великобритании. В 2005 году компания Eon Ruhrgas приобрела доли в нескольких строящихся европейских газопроводах, которые могут быть весьма полезны для распределения российского газа, когда по Североевропейскому газопроводу начнутся первые поставки.

В отличие от Газпрома, споткнувшегося о несговорчивого партнера, российский нефтяной гигант ЛУКойл лишь наращивает темпы экспансии на европейский рынок. После недавних впечатляющих покупок нефтедобывающих активов компания намерена приобрести в Европе крупный нефтеперерабатывающий завод и сеть заправок. Это обойдется ЛУКойлу минимум в 3 млрд. USD, однако позволит закрепиться на европейском рынке топлива.

“Наша цель — увеличить мощности по переработке в Европе на 15—16 миллионов тонн в год”, — заявил вчера президент ОАО ЛУКойл Вагит Алекперов.

Завод именно такой мощности планирует приобрести компания. Кроме того, по словам Алекперова, компания заинтересована и в приобретении европейской сети автозаправочных станций. Правда, какие конкретно европейские активы намерена приобрести компания, Алекперов не уточнил.

Затрудняются ответить на этот вопрос и аналитики, которые, однако, предполагают, что компания двинется по проторенному пути. “Можно предположить, что ЛУКойл заинтересуется активами в Румынии или Польше, — сообщил интернет-изданию Газета.ru начальник аналитического отдела ИК Брокеркредитсервис Максим Шеин. — Однако основное направление интересов компании — это Балканы, где у нее уже есть сеть заправок Беопетрол. Кроме того, нельзя исключать из списка потенциальных приобретений ЛУКойла и литовский Mažeikiu nafta”.


Написать комментарий