В Даугавпилсе выступила знаменитая латвийская органистка Евгения Лисицына 7

В прошедшую субботу в костеле Непорочного зачатия Девы Марии состоялось выступление знаменитой латвийской органистки Евгении Лисицыной.

Евгению Владимировну часто называют Легендой Домского собора, и для этого есть основания: на самом знаменитом органе Латвии она играла более 50 лет, дав за эти годы 1000 концертов. К сожалению, уже четвертый год Евгении Владимировне не дают играть.

«Когда я была солисткой Латвийской филармонии, у меня было четыре концерта в месяц, – рассказывает она. – Когда филармония распалась, мы, музыканты, оказались ненужными. Сначала мне давали играть четыре концерта в год, потом – три. Последний мой концерт состоялся в 2014 году. Я подошла тогда к даме, планировавшей концерты, спросила – когда будет следующий? «Не знаю, не знаю», — ответила она. «Почему?», — спросила я. «Очень много органистов», — сказала дама».

Сейчас Евгения Лисицына постоянно играет на органах в двух рижских костелах – Святой Гертруды и Святого Павла. От 50 благотворительных концертов средства пошли на восстановление органа Sauer в Старой Гертрудинской церкви. Он не хуже органа в Домском соборе, считает органистка. Ее учитель Николай Ванадзиньш играл там еще в буржуазное время – «buržujlaikā», как он говорил. Он играл там композитору Александру Глазунову во время его визита в Ригу весной 1931 года.

По словам Лисицыной, у Домского органа есть один небольшой недостаток – у него слишком нежное звучание, и он не может заполнить звуком весь зал.

О Даугавпилсе и его органе

Орган костела Девы Марии

«Выступить в Даугавпилсе меня пригласил житель вашего города – ученик 12-го класса Артур. Замечательный юноша! – заметила Евгения Владимировна. – Я никогда не говорю «нет», когда меня зовут играть. Не знаю, почему так случилось, что в Даугавпилсе я ни разу не была. Я бы приехала, если бы мне сказали: «Приезжай!».

Конечно, даугавпилсский орган – это не Домский. Он, как и многие органы в городах и небольших местечках Латвии, нуждается в ремонте. Для такого роскошного, я не побоюсь этого слова, костела… Я, когда вошла, ахнула: какая здесь красотища! А орган – довольно скромный. Можно было бы городу иметь что-то пошикарнее.

Мои впечатления о Даугавпилсе? Город – чудесный, милый, спокойный. Всегда в любом городе самые лучшие здания – церкви. В Даугавпилсе их «просто навалом». Это же прелесть! Какой великолепный православный собор, какой потрясающий костел Девы Марии… Это не просто какие-то провинциальные церкви… Мне кажется, что даугавпилсский краше, изящнее рижского православного храма».

Даугавпилсский орган относится к категории исторических органов Латвии. Он считается самым большим органом, построенным польскими мастерами в Латвии. Состоящий из 28 регистров и 2 мануалов (клавиатур) орган был изготовлен фирмой Адольфа Хомана (Варшава, Вильнюс) в 1909 году. В 1984-м его капитально отремонтировали. Этот орган романтического звучания специально приспособлен к оригинальной акустике храма с явно выраженным эффектом эха. В 1986 году фирма звукозаписи «Мелодия» выпустила пластинку со звучанием этого инструмента.

Как становятся органистками

«Орган в мою жизнь вошел каким-то мистическим образом. У меня никогда не стоял вопрос, чем заниматься. Музыка, музыка и только музыка. Я жила на Урале, где никаких органов и в помине не было. Я не знала, как этот инструмент называется, но я слышала его по радио, которое было включено с утра до вечера, и всегда замирала от восторга. Потом в фильме «Марите» увидела, как люди заходят в церковь, где звучит орган (я потом играла в этой церкви). Мало того, что орган божественно звучит – он еще и красив, со всеми своими завитушками.

Когда я училась в последнем классе, папа привез проспект для поступающих в консерваторию. Открываю и читаю: «Фортепианно-органный факультет». Как? Есть такой факультет, где можно научиться играть на органе?! Все, я еду в Ленинград. В Ленинградской консерватории я проучилась четыре года, но как пианистка. Педагог по органу от меня шарахался. «Исай Александрович, когда мы начнем заниматься?» – бегала я за ним. Он постоянно находил отговорки.

Однажды в магазине, когда я спрашивала, если ли у них органные ноты, стоявший рядом мужчина (как потом выяснилось, Марк Борисович Шахин) сказал: «Что, орган интересует? Хотите быть моей ассистенткой?». Я в восторге сразу согласилась. В одной из наших поездок Марка Борисовича попросили сыграть. «Видите эту девушку? – сказал он. – Она вам и сыграет!». Это было мое первое выступление как органистки.

Когда я вернулась в консерваторию, не смогла удержать язык за зубами. Я тогда училась на 4-м курсе. Меня исключили за задолженность по английскому языку, в день моего рождения. Причем, по специальности у меня была пятерка. При поступлении в консерваторию я английский сдала на пять с плюсом. Марк Борисович меня успокаивал: «Женечка, поезжай в Прибалтику!». Мы приехали в Ригу, Шахин договорился о встрече с Николаем Карловичем. Так я стала ученицей выдающегося латвийского органиста и педагога Ванадзиньша – он был учителем Браудо, который так и не взял меня в ученицы».

Органистов учили и в Даугавпилсе

Кстати, выдающийся органист Николай Ванадзиньш 6 лет работал в Даугавпилсе. В 1923 году ректор Латвийской консерватории Язеп Витолс пригласил Ванадзиньша, преподававшего в Петербургской консерватории, приехать в Даугавпилс и возглавить только что основанную Латгальскую народную консерваторию (ныне Даугавпилсская музыкальная школа). Ванадзиньш согласился.

Его первые два года прошли в постоянных хлопотах, чтобы поставить на ноги единственное в Латгалии музыкальное учебное заведение. К педагогической деятельности были привлечены лучшие музыканты и певцы Латвии: скрипач Паулс Круминьш, виолончелист Петерис Комисарс, вокалисты Екаб Карпс и Габриэль Виксна и другие. Будучи директором, Ванадзиньш руководил классом фортепиано, затем основал школу органистов.

Много внимания Ванадзиньш уделял проведению концертов в городе, привлекая к участию в них преподавателей и воспитанников, артистов из Риги и зарубежья. Даугавпилчане ценили Николая Карловича как талантливого педагога, организатора и музыканта-исполнителя. Его вклад в культурную жизнь города огромен, ведь благодаря Ванадзиньшу у нас в Даугавпилсе была создана система профессионального музыкального образования.

Уникальные органы Латвии

С XV века органы являются традиционным музыкальным инструментом латвийских церквей, и каждый из них – уникален. Даугавпилсский орган костела Непорочного зачатия Девы Марии – один из 300 старинных исторических органов, созданных до 1945 года.

Латвийские органы строились выдающимися европейскими и самыми искусными местными мастерами. Сохранились подлинные жемчужины органостроения. Это и орган Угальской церкви с оригинальными трубами, возраст которых более 300 лет. И инструмент Лиепайской церкви Святой Троицы – единственный орган в мире, который звучит благодаря 7000 трубам, установленным самим Генрихом Андреасом Контиусом из Галле. До 1912 года этот самый большой орган Латвии со 131 регистром, 4 мануалами и множеством труб был самым большим в мире. Теперь он считается самым большим историческим механическим неперестроенным инструментом. Контиус построил также орган и для церкви Святого Екаба.

А один их самых ценных исторических инструментов в мире – орган Домского собора – был изготовлен в 1883-1884 годах фирмой E.F.Walcker&Co. Орган имеет 124 регистра, 4 мануала и педаль, 6718 труб, изготовленных из различных материалов и размещенных на 26 виндладах. Самые большие трубы имеют длину 10 м, самые маленькие – только 13 мм. Ференц Лист посвятил органу Домского собора композицию «Восхваляя Господа».

После блестящего концерта Евгении Лисицыной в Даугавпилсе восхищенная публика долго не уходила из костела. И Евгения Владимировна исполнила еще несколько музыкальных произведений. А на хорах, где располагается орган, молодые люди просто атаковали органистку, упрашивая ее дать мастер-класс.

Видя такой интерес горожан и музыкантов к органной музыке, подумалось: может, чем реализовывать планы строительства современного концертного зала, который вряд ли будет чем-то исключительным, Даугавпилсу стоит позаботиться о сохранении уникального наследия, доставшегося городу от предков? Например, отремонтировать орган костела Девы Марии…

Под сводами костела Девы Марии звучит орган

P.S. Использованы материалы сайта Органного сообщества Principal (principal.su).

17.02.2018 , 07:00

Наталия Салагубова , Gorod.lv


Написать комментарий

Настолько положительная информация, что есть много слов восхищения, признательности Евгении Владимировне!
Целеустремленная, талантливая, преданная музыкальной культуре девушка прошла путь достижения мечты в
сопровождении прекрасных людей. Это счастливый Путь.Труда! Божественный Промысел!
Концерт прошел замечательно! Оставил в душе глубокое со-переживание Времени.

Культурники города ни разу не пригласили в город Маэстро высокого класса?
А вас так много сегодня.
Концертный зал в городе хороший.В Виенибас наме работают несколько десятков культурников.
Привести в порядок Дома культуры и требовать работу конкретную с местной молодежью, пенсионерами,Жителями.
Респект Автору статьи Н Салагубовой. Пишите чаще.

Горожанам мову отняло писать хорошие слова.

Надо же!костел был полон.а благодарность выражают единицы.Значит.ни в коем случае нельзя судить о городе и горожанах по комментариям в сети.Те.кто вечно всем недовольны.из кожи вон лезут.чтобы свои настроения распространить на всех....пусть их!Счастливых людей больше.и они благодарны г-же Лисициной.и мальчику школьнику.который ее пригласил.За ним будущее города.

Прекрасная музыкант! Всем рекомендую посетить ее концерт.

Культурники города ни разу не пригласили в город Маэстро высокого класса? А вас так много сегодня. Концертный зал в городе хороший.В Виенибас наме работают несколько десятков культурников. Людмила К

Во-первых, в ВН работают не несколько десятков, 6-7 "культурников", у которых достаточный объем работы - обслуживают практически весь город за минимальну. зарплату,
во-вторых, в городе нет хорошего органа, и приглашать Лисицину играть на органе в Деве Марии, тоже самое что заставить Паулса играть концерт на пианино "Белорусь". Но от безисходности (или от незнания) Лисицина согласилась.

спасибо Лисицинойм и спасибо школьнику молодец мальчик а работника отдела культуры позор и ненадо себя оправдывать

Во-первых, в ВН работают не несколько десятков, 6-7 "культурников", у которых достаточный объем работы - обслуживают практически весь город за минимальну. зарплату, во-вторых, в городе нет хорошего органа, и приглашать Лисицину играть на органе в Деве Марии, тоже самое что заставить Паулса играть концерт на пианино "Белорусь". Но от безисходности (или от незнания) Лисицина согласилась. хех

Зато благодаря Евгении Листцыной орган зазвучал впервые в подобном тоне. Его просто нужно настроить и включить один регистр который отключили под предлогом- "А этот регистр переорёт весь орган если играть во всю его мощь..." И вообще, если бы наши уважаемые работники культуры и депутаты занялись органом, то он вполне сгодился бы для концертов. Напоминаю, что наш орган относится к исторически важным интрументам Латвии, просто как и многие другие инструменты в нашей стране, наш не ухоженный. А ему ведь тоже нужен ремонт и поддержка. Это не барабан сделать... У нас очень даже хороший инструмент, но и правда, могли бы сделать что то пороскошнее, но слава Богу хоть такой инструмент есть))

Написать комментарий