Судьбы людские. Валентина Лапковская: «Мне всегда везло на хороших людей» 8

Так называют родные свою маму, бабушку и прабабушку Валентину Адамовну и добавляют: «Своей любовью она словно защищает нас от всяческих бед и невзгод»

…Вначале планировалось рассказать о замечательной учительнице, которую многие годы спустя воспитанники вспоминают с благодарностью. И только в самый последний момент осенило, что встреча приходится на канун праздника Святого Валентина.

Словно Божье провидение свело нас с пани Валентиной, очаровательной женщиной с удивительно добрыми глазами, которая говорит о себе: «Я – очень счастливый человек, потому что получила от жизни много добра и любви. У меня 5 внуков, 5 правнуков, и все меня помнят и заботятся обо мне».

Расти в любви

Она родилась в далеком 1923 году в семье простого рабочего-железнодорожника. Валентиной (точнее, Валечкой) ее назвал папа Адам Адамович Федорович. И, надо признать, не ошибся – людям с этим именем с детства присущи доброта и неравнодушие к окружающим людям. Они не ждут благодарности и готовы всегда прийти на помощь. Из них получаются прекрасные врачи и учителя.

«Я не могу ответить на вопрос, почему папа дал мне это имя, – светлая улыбка появляется на лице пани Валентины. – Нас, детей, было восемь: четыре брата и четыре сестры. В то время были большие семьи. Я была самой младшей. Старшая сестра, с которой у меня разница в возрасте 18 лет, была для меня и сестрой, и второй мамой, и учительницей, и подружкой. Я теперь удивляюсь, как люди относятся друг другу – старшие к младшим, младшие к старшим. Меня в семье все очень любили. Все ласкали. Папа меня до пяти лет на руках носил. Он был очень предан детям. Меня баловали, но я никогда в жизни не пользовалась этим. Может, потому что видела, как родители относятся друг к другу, как заботятся о нас. Возможно, потому, что я была в скаутах, где нас учили уважительно относиться к старшим, совершать хорошие поступки.

Неправда, что добрых людей нет: их очень много! Только это увидеть нужно. И самому тоже нужно решиться на такие поступки, как кого-то полюбить, кому-то оказать внимание, уважение или заботу. Я люблю людей, особенно детей. Еще в детстве усаживала кукол на песок, который у меня изображал парты, и учила их, разговаривала с ними как учитель с учениками. Так что я с самых ранних лет была учителем.

Когда стала старше и училась в гимназии, помогала отцу заполнять все документы на латышском языке. Это было во время власти Улманиса. Папа вышел на пенсию, платили мало, а учеба в гимназии стоила дорого. Мне помогали старшие братья и сестры. Трудно было, но родители старались нам дать образование».

Как начиналась война

Во время Первой мировой войны Адам Адамович отправил семью на Украину, в Даугавпилс они вернулись только в 1921-м.

«Когда я была маленькой, и дома у нас вспоминали, как было трудно в дороге, я очень обижалась, – рассказывает пани Валентина. – Почему же я ничего не помню, как кто-то что-то терял, как за кипятком ходили, как отставали от поезда? Сяду и говорю: «Я ведь не ваша, потому что ничего не помню, ничего не знаю…». Мама меня успокаивала: «Тебя еще не было!». «Как это меня не было?».

И не знала маленькая девочка, что ей еще предстоит пережить и запомнить другую войну…

«В 1941 году мне было 18 лет. Я только окончила гимназию, и началась война. Помню, как мы с подружкой, прижав дипломы к груди, чтобы их сберечь, бежали по Красноармейской из Центра на Новое Строение, где мы жили. А бомбы уже падали на Даугавпилс. Вот так мы окончили гимназию.

У меня остались очень страшные воспоминания. Наш дом сгорел в первые дни войны – в него попал немецкий снаряд. Домики были все деревянные и вспыхивали, как спички. Когда началась бомбардировка, мы побежали на Двину в укрытие. Вернулись – а дома нет, только его остатки догорают. Мы остались в том, что было на нас. Мне особенно страшно было видеть, как горели книги. Страницы сгорали, и пока их не разносил пепел, можно было прочитать все, что на них напечатано…

Золотые люди

«Спасибо, что нас приютил сосед, дом которого был в стороне и не пострадал. В его доме была свободная комната. Сосед пришел к папе и сказал: «Пан Федорович, иди ко мне и веди своих детей». А мы все сидели на голом крыльце, а кругом – разруха. Сейчас, когда смотрю передачи о войне, испытываю страх и молюсь за людей, которые остались без крыши над головой.

Хорошо, что люди вокруг были хорошие. Я пошла работать учителем в Силенскую школу. Мне дали комнатку, и я стала учить детей. Очень добрым человеком оказался мой директор. Его фамилия была Зелтиньш, что с латышского переводится как «золотой». Он мне очень помог – дал карточку, чтобы я ходила в магазин и покупала, что мне необходимо. Когда я возвращалась из магазина, он меня ругал: «Ну что же Вы? Я Вас послал, чтобы Вы купили себе продуктов, а у Вас ничего нет! Почему Вы так мало несете?». Я всегда говорила, что он соответствует своей фамилии.

Мне было очень хорошо в этой школе. Детки были славные, послушные – как и все деревенские. Меня любили. Вот таким было начало моей педагогической работы. Бегала домой 18 километров, чтобы принести родным продуктов. Нас так воспитывали папа и мама – чтобы мы заботились друг о друге».

В Силенской школе пани Валентина проработала недолго, чуть более года. Немецкие власти издали приказ, запрещающий полякам преподавать в латышских школах.

«Я за тебя боюсь»

Вернувшись домой, Валечка устроилась табельщицей на железную дорогу. Но работа ей не нравилась – вокруг железо, запах дыма. Девушка тосковала по школе, по деревенским ребятишкам.

И как знать, как бы сложилась ее жизнь, если бы пани Валентина не встретила еще одного доброго и светлого человека – Павла Антоновича Лапковского, ставшего ее любимым мужем. Не было свадебных шикарных нарядов, лимузинов и цветов, а было скромное венчание в костеле Девы Марии. Когда шли к алтарю, у жениха дрожали руки. Молоденькая невеста поинтересовалась: «Чего ты боишься?». «Я за тебя боюсь, боюсь тебя потерять». И все отпущенное им на двоих в этой жизни время Павел Антонович «боялся потерять» свою Валентину.

Их сыновья с гордостью рассказывают о своем отце, о его отношении к маме, о том, «что папа спас маму». И это, действительно так: своим предложением руки и сердца Павел Антонович реально спас Валентину Адамовну от вывоза в Германию. Она была в списках на вывоз в неметчину. Ее сестры не смогли избежать этой участи. Одна из Валиных подруг также оказалась в немецком лагере.

Троих замечательных сыновей вырастили супруги Лапковские. Но по жизни детей у них гораздо больше. Пока мы беседовали с пани Валентиной, она неоднократно называла дочкой свою сноху Олю. Вот такие красивые и трепетные отношения в этой семье.

О самом главном

«Мне всегда везло на хороших людей. У меня была замечательная подруга Лонгина. Мы с ней познакомились, когда нам было по пять лет. Мы вместе танцевали на елочке. Наши мамы сидели рядом и любовались на нас. Оказалось, что мы живем недалеко друг от друга. Мы вместе учились, дружили семьями. Два месяца назад ее не стало…

36 лет я отработала в 10-й средней школе. У нас там был замечательный коллектив: не было склок, никто никого не обговаривал, с уважением относились друг к другу. Помню, директор приходил с совещания и рассказывал, как ругаются учителя между собой. А у нас – тишина и покой. Я была моложе других учителей и не считала зазорным подать пальто более старшим учительницам.

…Моя мечта исполнилась на моих внуках. Я очень хотела побывать в Польше, и двое моих внуков – Анджей и Эрьяш – поехали учиться в Польшу и получили там высшее образование. Я ими очень горжусь. Анджей остался в Польше, у него растут двое сыновей. Род Лапковских продолжается».

В марте этого года пани Валентине исполнится 95 лет. И нет сомнений – она получит море добрых поздравлений и пожеланий. Но самым лучшим для нее будет пожелание здоровья, потому что, как признается пани Лапковская, у нее есть самое главное – она нужна своим родным. А мы добавим: пани Валентина нужна всем, кто имеет счастье быть с ней знакомым.

18.02.2018 , 07:00

Наталия Салагубова , Gorod.lv


Написать комментарий

Я училась в 10 средней школе, Валентина Адамовна преподавала у нас латышский язык, было это 50 лет назад, чудесная,добрая учительница, и то, что я сейчас знаю латышский язык, полностью ее заслуга, она так преподавала, что язык хотелось учить и знать, и это в то время, когда латышский изучался в школах по типу "Анна нак", стишок рассказал и все, а она нам на уроках читала книги на латышском языке, такие интересные, что потом самому хотелось прочитать что же было дальше. Спасибо вас,дорогая Валентина Адамовна, здоровья вам, счастья, любви детей и внуков.

Я училась в 10 средней школе, Валентина Адамовна преподавала у нас латышский язык, было это 50 лет назад, чудесная,добрая учительница, и то, что я сейчас знаю латышский язык, полностью ее заслуга, она так преподавала, что язык хотелось учить и знать, и это в то время, когда латышский изучался в школах по типу "Анна нак", стишок рассказал и все, а она нам на уроках читала книги на латышском языке, такие интересные, что потом самому хотелось прочитать что же было дальше. Спасибо вас,дорогая Валентина Адамовна, здоровья вам, счастья, любви детей и внуков. Бывшая ученица

Нашлись же двое злобных, поставивших минусы комментарию...

они не злобные - они просто ущербные, и на голову ,и душой

они не злобные - они просто ущербные, и на голову ,и душой бабушка

и вы добрая такая

они не злобные - они просто ущербные, и на голову ,и душой бабушка

Они просто не знают,кто такая Валентина Адамовна.Потому и свои минусы всем лепят...Валентина Адамовна замечательный человек и учитель.Доброго здоровья ей и спасибо от бывших учеников.

Платить в двое меньше за электричество? Легко, но есть единственный секрет, как не нарушая законы платить в двое меньше при том же потреблении, вот почитайте http://bit.ly/legaleconom Я уже давно пользуюсь, знакомый электрик одобрил такой метод и, даже, себе поставил. x

Я, Раиса Тране (Богданова ) училась в 10-й средней школе. Валентина Адамовна - моя любимая учительница. Она очень добрый человек с богатой внутренней культурой. Когда я заканчивала ДПИ, госпрактику проходила в 10-й школе. Я- еще "зеленая учительница" чувствовала поддержку любимой учительницы и очень благодарна ей!!! Т.к. у меня ещё и медицинское образование, я 20 лет преподавала в медучилище, где знания латышского языка мне очень пригодились, С ДНЁМ РОЖДЕНИЯ!!! Дорогая Валентина Адамовна! Крепкого здоровья,любви и радости от родных и учеников! Люблю! Помню. Преклоняюсь!

Светлая и благодарная память Вам, Валентина Адамовна Лапковская💔!
Я закончила 10 ср. школу в 1965 г. Валентину Адамовну мы все любили и, естественно, любили латышский язык. Она отличалась добротой, сдержанностью, не отчитывала, не повышала голос, и было просто стыдно не выучить урок.
Помню, в последний школьный день, Валентина Адамовна раздала нам открытки с личными пожеланиями каждому ученику. Ей было грустно расставаться с нами. Как быстро пролетело время!
Теперь все иначе - прекрасный латышский язык сделали обязаловкой, а мы его любили, и в этом нам помогала наша незабвенная Валентинка - Валентина Адамовна Лапковская. 🙏❤️

Написать комментарий