Путь к отступлению или альтернатива реформе?

Кому мешают поправки к Закону об образовании

Два года назад при правительстве Эмсиса была создана группа, которая разработала проект закона об учебных заведениях национальных меньшинств. Тогда по политическим мотивам проект не увидел свет. На днях эксперт группы, председатель ЛАШОРа и депутат Рижской думы Игорь ПИМЕНОВ вынес альтернативный закон на обсуждение широкой общественности. Сторонники реформы тут же усмотрели в нем путь, подготовленный для отступления реформы. Телеграф встретился с г-ном Пименовым, чтобы расспросить о нашумевшем законопроекте.

Как возникла идея этого закона, и почему вы решили, что пришла пора снова обратить на него внимание?

— Идея возникла в 2004 году как альтернативное решение в противостоянии двух сил. Государство собиралось с 1 сентября начать обучение в русскоязычных школах в пропорции 60/40, а оппозиция стояла за обучение на родном языке. Такое перетягивание каната создавало тупиковую ситуацию. Данные опроса Балтийского института общественных наук и сообщение Государственной инспекции образования подтвердили нежелание родителей отправлять своих детей в школы, где учат на латышском языке (более 40%). Но государство никогда бы не пошло на уступки, поэтому мы и разработали проект альтернативного закона, сделав ход конем.

В чем суть ваших предложений?

— Мы разработали законодательство для школ национальных меньшинств, вложив туда содержание, которое мы хотим видеть вообще в Законе об образовании. Такую возможность нам предоставила 9-я статья Закона об образовании, в которой говорится о том, что на другом языке (кроме государственного) образование можно получить “в учебных заведениях, предусмотренных другими законами”. Таким образом, мы дали возможность сохранить лицо правительству, пропорция 60/40 остается в силе, но если есть желающие, чтобы дети учились на родном языке в большем объеме, чем предлагает государство, нужно создать школу национальных меньшинств.

На каких условиях будет создаваться новая школа и поддержат ли вас директора?

— Такая школа учреждается по предложению группы родителей, или ее можно создать, реорганизуя уже существующую школу по предложению ее школьного совета. Нужно только обратиться в соответствующее самоуправление. Предложение о создании школы нацменьшинств будет поддержано, если в учебном заведении в течение двух лет можно открыть не менее шести классов в основной школе или трех классов в средней школе с не менее чем 25 учащимися в каждом классе. В проекте закона мы записали, что не менее 5 предметов, включая географию и историю Латвии, латышскую литературу, будут осваиваться на латышском. Проба сил состоялась, когда мы сообщили об этом законе в августе 2004 года — департамент образования Рижской думы его отверг, и директора встретили наше предложение без энтузиазма. Но думаю, что дальновидный директор его поддержит.

А как же овладение государственным языком?

— Мы записали в проекте возможность для каждого выпускника самому выбирать язык, на котором он будет сдавать госэкзамены. Газета Latvijas Avīze усмотрела в этом угрозу, назвав наш проект путем к отступлению, а информационное агентство BNS усомнилось в самой возможности нашего диалога с министром образования Байбой Ривжей. Но в проекте закона записано, что школа работает по стандартам основного и среднего образования и обязана обеспечить владение госязыком на таком же уровне, как и школы, которые не будут реорганизовываться. К тому же, уходить от латышского языка — это своим детям вредить, и думаю, это все хорошо понимают. Наш проект — это путь к национальному согласию в обществе.

18.05.2006 , 13:20

telegraf.lv


Написать комментарий