Брюссель подложил свинью Москве

Еврокомиссия внесла во Всемирную торговую организацию (ВТО) предложение считать низкие внутренние цены на энергоносители для российских производителей запрещенной субсидией

Инициатива еврочиновников может свести на нет многие преимущества, которые Россия рассчитывает получить от присоединения к ВТО.

энергоносители и экспортную монополию Газпрома, допустить иностранцев к строительству газопроводов и повысить внутренние цены на газ. Российским переговорщикам удалось снять эти претензии. В подписанном в 2004 году протоколе Россия пообещала лишь, что цена газа на внутреннем рынке будет полностью покрывать все издержки газодобывающих компаний, включая инвестиционную составляющую. Нынешние цены это условие удовлетворяют.

Однако, как сообщил глава российской делегации на переговорах по вступлению России в ВТО Максим Медведков, месяц назад Еврокомиссия внесла в переговорную группу по правилам ВТО предложение о том, чтобы двойное ценообразование на газ, нефть и электроэнергию считать запрещенной субсидией. Стоит особо отметить, что Еврокомиссия внесение такого предложения не подтверждает.

А у вас дешевый газ

Если члены ВТО согласятся с предложением ЕС, преимуществ для российских производителей от вступления в эту организацию будет гораздо меньше. “Проиграют главным образом производители минеральных удобрений. Объем их экспорта в прошлом году составил, по данным Федеральной таможенной службы, 3,9 миллиарда долларов. Он мог бы быть и больше, но против российских химиков на многих ключевых рынках действуют защитные меры, разработанные Евросоюзом, которые искусственно завышают цены на российские удобрения в несколько раз”, — рассказал Ведомостям вице-президент Акрона (одной из крупнейших российских компаний, производящих минеральные удобрения) Александр Попов.

Главный аргумент европейцев, когда они обосновывают такие высокие защитные меры, — низкие внутрироссийские цены на газ. “В себестоимости азотных удобрений доля газа составляет 30-35%, фосфорных — примерно в два раза меньше, смешанных — 10-15%. У металлургов — другой экспортной российской отрасли, которая должна выиграть от вступления в ВТО, — доля энергоносителей в себестоимости гораздо меньше. Например, у Северстали доля газа — 3%, электричества — 6%”, — поясняет аналитик Уралсиба Кирилл Чуйко.
Паниковать пока рано

После присоединения России к ВТО российские экспортеры смогут оспорить большинство европейских барьеров. “Однако если низкие внутренние цены будут признаны запрещенной субсидией, Евросоюз просто заменит действующие сейчас антидемпинговые пошлины на компенсационные”, — отмечают Ведомости.

Впрочем, российские аналитики призывают не паниковать заранее. “Все решения по изменению правил торговли в ВТО традиционно принимаются консенсусом — его должны одобрить все члены организации. А в ВТО уже сейчас есть около 25 стран, которые его не поддержат”, — надеется главный российский переговорщик Медведков. “Например, в Венесуэле 1 литр бензина стоит 0,03 доллара, в Саудовской Аравии — 0,16 доллара, потому что внутри страны нефть дешевле. Так что те же саудиты при рассмотрении подобной инициативы Еврокомиссии пожмут плечами и завернут ее”, — обосновал он свое мнение.

Осталось договориться с США

Переговорный процесс по присоединению России к ВТО начался в 1995 году. Заявка рассматривается специально созданной рабочей группой по присоединению России к ВТО (РГ). В состав РГ входят 58 стран-членов (страны ЕС — как один член). Для того чтобы стать полноправным членом ВТО, Россия должна провести двусторонние переговоры с каждым членом РГ и заручиться их поддержкой. На сегодня переговоры по условиям доступа иностранных товаров на российский рынок завершены почти со всеми членами рабочей группы, исключая лишь США (соглашение с Австралией находится в стадии готовности).


Написать комментарий