СНГ не будет плакать по Грузии и Украине

На днях Михаил Саакашвили заявил о том, что Грузия готова покинуть СНГ. Демарш, возможно, поддержит и Украина, также недовольная положением дел в Содружестве. В настоящее время украинские и грузинские дипломаты проводят соответствующие консультации (Грузия даже комиссию специальную вчера создала), а аналитики рассуждают о том, кто в случае реализации подобных замыслов потеряет больше.

Заявления украинских и грузинских политиков не остались без внимания российской стороны. Прогнозируя последствия выхода Грузии из СНГ, эксперты говорят о том, что наибольшие потери она может понести прежде всего в экономической сфере и, в частности, в таком чувствительном для нее секторе, как сельское хозяйство, в котором занята половина трудоспособного населения. Продукция, производимая в этом секторе экономики, реализуется в основном в странах СНГ. Трудности с поиском альтернативных рынков сбыта вызовут падение доходов от экспорта, затоваривание нереализованной сельхозпродукцией, банкротство производителей и переработчиков и, как следствие, приведут к росту безработицы. По официальным данным, в середине 2005 года в Грузии было до 370 тыс. безработных, или 18% трудоспособного населения, а по неофициальным – и все 40%, отмечают эксперты.

В случае выхода Грузии из СНГ неизбежно будет подвергнуто ревизии с точки зрения экономической целесообразности и энергетическое сотрудничество. Собственные генерирующие мощности Грузии покрывают лишь 40% энергопотребления республики, а недостающие 60% добираются в основном за счет поставок из СНГ и прежде всего России. И без того непростая ситуация в обеспечении страны энергоресурсами может значительно ухудшиться вследствие их прогнозируемого удорожания – а это станет причиной очередного обострения социально-экономической обстановки в стране.

Кроме того, выход Грузии из торговых преференций в рамках СНГ и, как следствие, отказ от статуса наибольшего благоприятствования, может негативно сказаться на объемах взаимной торговли. Осложнятся и связи с родиной у грузинской диаспоры, проживающей в странах Содружества. Например, только в России, по официальным данным, трудятся около 800 тысяч граждан Грузии. Причем размер ежегодных валютных поступлений по различным каналам из России колеблется в пределах 1,25- 2 млрд. долларов и составляет около 20% ВВП Грузии, намного превышая общий объем предоставляемой ей иностранной помощи.

С точки зрения возможного ущерба военно-политической составляющей сотрудничества, эксперты отмечают прекращение действия принятых в рамках Содружества решений Совета глав государств СНГ о пребывании Коллективных сил СНГ по поддержанию мира в зоне грузино-абхазского конфликта. Что чревато очередным его обострением – если только Россия не оставит свои войска в Абхазии по просьбе правительства непризнанной республики в одностороннем порядке.

Что до Украины, то в случае выхода из Содружества ее ожидают и экономический, и политический кризис, считает председатель комитета верхней палаты российского парламента по делам СНГ Вадим Густов. Заявления властей Украины и Грузии он назвал политической ошибкой. «Куда им уходить? Украина стремится в Евросоюз, но ЕС и сам не хочет принимать Украину и не называет даже конкретных сроков ее вступления», – напомнил он. По словам Густова, европейские страны отдают себе отчет в том, что для того, чтобы «подтянуть Украину до уровня европейских государств», необходимо вложить в эту страну колоссальные средства.

Украинские политологи, со своей стороны, считают, что Россия только выиграет от выхода Украины и Грузии из СНГ. «Россию больше других тяготит СНГ, мешая ей развернуть мощный и достаточно интересный проект Единого экономического пространства. Не имея возможности «разобраться» с СНГ своими руками, Кремль отдает роль «могильщиков» другим геополитическим субъектам, и желательно – аутсайдерам. Поэтому то, что делает сегодня Саакашвили, воспринимается в Москве правильно, с острой и негативной реакцией вовне, однако на самом деле действия президента Грузии идут во благо РФ», – цитирует экономиста Виктора Небоженко агентство Росбалт. Небоженко убежден: чем быстрее будет «похоронено» СНГ, тем свободнее Россия сможет маневрировать. С тем, что Содружество не нужно самой России, согласен и политолог Владимир Полохало. «Это проект Бориса Ельцина, а не Владимира Путина, проект которого – ЕЭП. Да и в международном поле существуют вопросы поважнее, чем судьба устаревшей организации», – уверен Полохало.

Российские политики тоже убеждены в том, что в случае выхода Грузии и Украины из СНГ Россия окажется далеко не самой проигравшей стороной. Демарш Грузии «может навредить лишь самой Грузии», считает спикер Совета Федерации Сергей Миронов. «Здесь надо смотреть, как это отразится на судьбе самой Грузии, за судьбу СНГ я спокоен», – сказал он. А первый заместитель председателя Госдумы Любовь Слиска считает, что от выхода Украины из состава СНГ «Россия точно ничего не потеряет, поскольку самый большой взнос в казну Содружества платим именно мы».

Факт

Вопрос выхода Украины из СНГ на сегодняшний день не рассматривается, заявил вчера глава украинского МИДа Борис Тарасюк. «Хочу успокоить журналистов. Хватит эксплуатировать эту тему. Никто никакого решения о выходе из Содружества не принимал», – сказал министр. По его словам, в данный момент «идут консультации и анализ» эффективности работы СНГ. «Украина стремится конструктивно принимать участие в деятельности Содружества, но, к сожалению, наши инициативы, которые имеют очень большое значение для граждан, не встречают поддержки», – отметил министр.

Шаг до признания

Вчера в Москву прибыли лидеры непризнанных Приднестровской молдавской республики (ПМР) Игорь Смирнов и Абхазии Сергей Багапш для переговоров с руководством РФ. Тема переговоров содержится в тайне, но, похоже, речь идет о переходе на новый уровень отношений Москвы с Тирасполем и Сухуми.

Ожидается, что по итогам переговоров неформальное признание Москвой неподконтрольных Абхазии и Приднестровья будет интенсифицировано и возникнут элементы формального признания. Это касается также и Южной Осетии, глава которой Эдуард Кокойты не смог прилететь в Москву.

Причина, по которой лидера Южной Осетии не было вчера в Москве, – разные геополитические планы трех непризнанных государств. Если, к примеру, Южная Осетия намерена войти в состав РФ, утверждая (не без юридических оснований), что она никогда из состава России не выходила, то ПМР и Абхазия намерены занять место Грузии в СНГ.

В связи с намерениями Грузии и Украины выйти из СНГ в Москве сегодня прорабатывается один важный юридический нюанс: в свое время в рамках СНГ было подписано соглашение о непризнании Южной Осетии, Абхазии, ПМР и Нагорного Карабаха. В связи с выходом из СНГ Грузии и Украины Россия намерена денонсировать этот акт. А значит, до признания непризнанных остается один шаг.


Написать комментарий