Россия далека от Запада

Ни один портрет современной России, даже созданные крупнейшими специалистами в данной области, не был таким правдоподобным, как тот, что представил позавчера в послании Федеральному собранию президент Путин. С откровенностью и точностью Путин обрисовал наиболее острые проблемы, характеризующие нынешнее состояние России

Демографический спад (ежегодно жителей страны становится на 700 тысяч меньше), жилищный кризис, мизерные зарплаты, препятствующие созданию семьи и, как следствие, рождению детей, отсутствие детских садов и школ. В итоге, сказал президент, десятки миллионов россиян сегодня “лишены надежды” – но правительство готово вернуть им надежду, и без дальнейших проволочек.

Отсюда и увеличение пособий по рождению ребенка, щедрая помощь матерям-одиночкам, строительство детских дошкольных учреждений, помощь семьям.

Путин сам рассказал о том, что впечатление иностранцев, посещающих крупные российские города, о высоком уровне жизни, о потребительских возможностях, о потоках автомобилей, не отражает реального положения во всей стране.

Правда совсем иная. За пределами расцвеченных яркими огнями Москвы и Санкт-Петербурга пейзаж российской глубинки не очень изменился за 17 лет, прошедших после крушения Советского Союза: разрушенные дороги, развал системы здравоохранения и образования, свирепствующие СПИД и туберкулез, алкоголизм, пугающая отсталость сельского хозяйства.

Говоря о демографическом кризисе, о высокой смертности среди российского населения, Путин решил свести воедино все российские проблемы: крупные города – островки благополучия и экономического динамизма в океане низкого уровня развития, не отличающегося от уровня времен советской России?

Это была самая откровенная часть выступления президента – практически обвинение федерального государства в инертности и бездействии (государства, которое каждый день благодаря быстрому росту цены на нефть складывает в казну огромное количество долларов) в отношении своих же граждан. Но выступление главы государства, как мы уже говорили, было необычным. У послания были две стороны. Почему наряду с картиной слабости и нищеты, в которых погрязли целые регионы России, Путин дал описание надежной России, которая располагает огромным богатством – в форме гигантских энергетических ресурсов – и твердо намерена использовать их для восстановления своего статуса великой державы?

Только лишь за первый квартал этого года продажи нефти и природного газа принесли в казну Российской Федерации 42 млрд долларов. Резерв российского Центрального Банка оценивается почти в 250 млрд. И, конечно же, обещанные позавчера детские сады должны были появиться уже давно. Но их не строили, потому что люди в Кремле, очевидно, думали совсем об ином. И из выступления Путина становится понятно, о чем они думали.

Президент объявил о масштабном плане перевооружения: потому что “гонка вооружений не закончена”, так как военный бюджет Соединенных Штатов “в 25 раз больше российского”. Отсюда – новые самолеты, ракеты и атомные подводные лодки.

Помимо такого важного заявления о перевооружении, было сделано еще одно громкое сообщение. 1 июля, накануне саммита G8 в Санкт-Петербурге, первой подобной встречи в верхах под председательствованием России, рубль станет конвертируемым. Неконвертируемый рубль, как и валюта бедных или развивающихся стран, являлся препятствием, неприглядным шрамом на имидже России, которая стремится играть ведущую роль на мировой арене. Но теперь это неравенство исчезнет.

По мнению некоторых экономистов и министров, это решение преждевременно и его реализацию следовало бы отложить до будущего года. Но оно является чисто политическим, а не технико-экономическим. Оно необходимо для восстановления авторитета страны, для того, чтобы уравновесить имидж России с имиджем самых влиятельных и экономически сильных стран.

Было понятно еще полтора года назад, что Россия пытается укрепиться на международной арене, вернуть себе позиции, утраченные после крушения СССР. Тогда очень четко проявилось намерение соединить осколки былого российского величия: от активности во внешней политике (с каждым разом все более противоречащей курсу США: достаточно посмотреть на противоречия по иранской ядерной программе), до превращения в политический вопрос поставок энергетического сырья.

Но планы по перевооружению и конвертируемости рубля, о которых было объявлено во вторник в Думе, являются самым ярким подтверждением нового поведения Москвы.

Не иллюзия возвращения к имперскому опыту, а проведение постимперской политики как нельзя лучше соответствуют интересам нынешней России, энергетические запасы которой делают ее необходимой для мировой экономики. Эта страна, вторая среди ядерных держав, стремится позабыть о многочисленных отступлениях и унижениях на посткоммунистическом этапе. Россия никому не будет делать скидок. Она твердо намерена не допустить иностранного вмешательства в свои внутренние дела (подобно вмешательству в дела Украины, Грузии, Молдавии и Белоруссии) и одновременно готова препятствовать западным маневрам везде, где это возможно. Прежде всего, американским маневрам, ибо на данном этапе разногласия между двумя странами можно назвать глубокими и пока непреодолимыми.

Не исключено, что колоссальные финансовые поступления, связанные с ростом нефтяных цен, вызвали у Кремля своего рода головокружение от успехов. Вполне вероятно, что путинская схема постимперской политики окажется неосуществимой. Но сейчас можно с уверенностью говорить том, что не оправдались надежды на постепенное сближение, возможную интеграцию посткоммунистической России с Западом. Возможно, на июльском саммите в Санкт-Петербурге, в котором примут участие Путин с рейтингом в 70-75% и Буш с его мизерным 31%, будут заключены новые соглашения. Но, как кажется, по морю нефтедолларов Россия решила пуститься в одиночное плавание.


Написать комментарий