Сколько стоит слово?

На днях мир отмечал Международный день свободы прессы. Как выяснилось, особо радоваться нечему. Шокирующие данные привел в своем докладе глава Совета Европы Тери Дейвис. В прошлом году при исполнении своих профессиональных обязанностей погибло 150 журналистов, "сотни, а может, тысячи были похищены или угодили в тюрьму"

Он признался, что нет достоверной статистики, сколько журналистов попали под административный пресс. Генсек Совета Европы отметил и “особо хитрый вид запугивания” журналистов, чтобы они не смели писать открыто и критично.

Речь идет об уголовном наказании журналиста за оскорбление чести и достоинства в масс-медиа. Дейвис открыто заявил, что это является ограничением свободы слова, и призвал все страны, где существует такая норма законодательства, немедля ее отменить. Как это ни печально, но в Латвии подобное наказание для журналистов не только существует, но и успешно используется как раз в тех целях, о которых рассказал Дейвис.

Статья 158 Уголовного закона Латвии грозит журналистам тюремным заключением до одного года, принудительными работами или штрафом до 30 минимальных зарплат. При этом журналиста можно привлечь не только за собственное мнение, но даже, если он, выполняя свои профессиональные обязанности — информировать общество — приведет на газетной полосе мнение депутата Z о том, что чиновник X вор.

Конечно, в неофициальных беседах многие политики, судейские чиновники или сотрудники прокуратуры признают, что статья 158 позорит Латвию и ее пора вычеркнуть. Впрочем, при этом, оправдываются они, ни одного журналиста ведь не посадили. Да, не посадили. Но в прошлом году Екабпилсский районный суд признал по этой статье виновной журналистку, которая в материале назвала полицейского Робин Гудом. Конечно, Верховный суд поправил ошибку провинциальных судей. Но осадок остался…

А на подходе новое громкое дело против журналистов. В суде Рижского района начат уголовный процесс против главного редактора Телеграфа и главного редактора службы новостей Латвийского телевидения по заявлению семьи Тованцевых, которым не понравилось, что журналисты сделали свою работу: отразили мнение двух вдов убитых бизнесменов. Пора, пора уже поправлять ошибки не судей, а законодателей.


Написать комментарий