Занимательная демография: сколько нас останется в Латвии через 10–15 лет? 10

Все знают: с демографией в Латвии все очень плохо — и уже очень давно. Но чтобы понять реальный масштаб бедствия, давайте представим себе одну картину. Каждый день в Латвии становится примерно на 40–50 человек меньше. Это целый автобус с людьми, которые просто исчезают из страны в неизвестном направлении…

В прошлом году население страны сократилось на 18,8 тысячи человек. Представьте себе, например, что весь город Саласпилс вдруг в одно мгновение исчез с карты Латвии. И тоже — навсегда… С такой говорящей статистикой возникает вопрос: а сколько же нас останется лет через 10–15? И самое главное: кто будет содержать наших пенсионеров, которых становится с каждым годом больше?

Для начала — 5 фактов актуальной статистики, которая добавит в картину демографии чуть больше нюансов и понимания, что же происходит со страной.

V ФАКТ 1. В начале 2017 года в Латвии проживало почти 1,950 миллиона человек — на 18,8 тысячи меньше, чем годом ранее. Если смотреть в более долгой динамике, начиная с 1990 года Латвия потеряла 30% жителей, а это около 700 тысяч человек. Это почти население всей столицы!

V ФАКТ 2. За год число жителей увеличилось только в Риге — на 1 800, а больше всего сократилось в Латгальском регионе — на 6 300. Во всех крупных городах, кроме Риги: в Резекне, Лиепае, Даугавпилсе, Вентспилсе, Екабпилсе — численность населения в прошлом году также сократилась. Другими словами, регионы вымирают.

V ФАКТ 3. Согласно данным ЦСУ, из 18,8 тысячи людских потерь в прошлом году 12 200 пришлось на эмиграцию. Люди уезжают в другие страны в поисках лучшей жизни и работы с большими зарплатами. Эмиграция в прошлом году снова выросла. И это несмотря на уверения, что жить мы стали лучше и зарплаты растут!

V ФАКТ 4. Население страны стареет. Например, в прошлом году на 23 500 человек снизилось число жителей в возрасте от 15 до 64 лет — в основном из–за эмиграции. Постоянно растет число пожилых людей: в прошлом году их стало на 1 300 больше. Средний возраст жителя увеличивается. Сейчас он 42 года, а будет приближаться к 50.

V ФАКТ 5. В 1990 году пять с половиной работающих содержали одного пенсионера. В 2000 году одного пенсионера содержали 4,6 работника. В 2010 году эта пропорция сместилась на 3,7 к 1 пенсионеру, в 2020–м будет уже 3:1, а к 2030 году — 2,7:1. К 2030–му один налогоплательщик будет содержать одного пенсионера! Это прогнозы исследовательского центра Certus…

Кто проморгал проблемы?

В этой связи возникает логичный вопрос: неужели всем все равно? Ведь не могут же политики, экономисты и прочие эксперты спокойно наблюдать, как страна вымирает, и ничего не делать? Или после меня — хоть потоп? Смешно сказать, но ведь так и было долгое время.

Дело в том, что многие годы правительство в упор не замечало проблему демографии. Ее как будто бы не было вовсе. Ни тогда, когда в 1990–х Латвия теряла по 50–60 тысяч человек в год. Ни в начале 2000–х, когда обживать Ирландию двинулись первые потоки латвийских эмигрантов. Ни в середине 2000–х, когда жесткий экономический кризис не оставил для латвийцев никакого выбора и вытолкнул их в "англии" и "ирландии".

Помнится, в 2008 году в одном из интервью премьер Иварс Годманис на вопрос журналиста о том, считает ли он эмиграцию проблемой Латвии, удивленно заметил: мол, а что, разве есть такая проблема? Бросьте вы, мол, все ж нормально!

О той ситуации рассказал латвийский демограф Петерис Звиедриньш из Латвийского университета. Он в свое время занимался вопросами демографии еще в "загнивающем" СССР, и именно тогда демография была приоритетом номер один. И результат–то был налицо: тогда на каждую рожавшую женщину приходилось в среднем 2,3 ребенка, а сейчас — 1,6. Рига приближалась к статусу города–миллионника, а вместе с Рижским районом население было уже более миллиона человек.

Эти же демографы, наблюдая, как вымирает Латвия, в 2011 году наконец не выдержали и по собственной инициативе разослали в разные министерства анкеты об эмиграции. Чтобы наконец понять: что же наши министры думают по этому вопросу? Тогда многие министры честно прислали ответы, указав, что не видят проблем в том, что люди уезжают: мол, все у нас в порядке.

Когда ближе к концу 2000–х правящие наконец–то очнулись от спячки, оказалось, что в стране нет уже 300 тысяч человек.

Но ведь и это еще не самое страшное. По прогнозам Еврокомиссии, в Латвии в ближайшие 43 года станет на 30% меньше жителей: к 2060–му в стране останется лишь 1,4 миллиона человек…

Страшные миллиарды потерь

Некоторые скажут: уезжают, ну и что с того? Мол, меньше народа — больше кислорода. Да и рынок труда будет благоприятен для тех, кто остается, ведь рабочие руки всегда нужны, а иностранцев в Латвии не особо жалуют.

Но не так все просто. Вот элементарный экономический расчет. Что значит для экономики минус 300 тысяч жителей? Внутренний валовой продукт (ВВП) Латвии составляет 25 миллиардов евро. Всего в Латвии трудятся 893 тысячи человек, а значит, ВВП на одного работающего — 28 тысяч евро. Умножаем их на 300 тысяч уехавших — и получаем 8,5 миллиарда евро, которые мы потеряли вместе с нашими эмигрантами.
И только почти 3 миллиарда евро — в виде налогов, которые эти уехавшие могли бы платить в Латвии.

Это реальные деньги для нашего вечно нищего здравоохранения, пенсий, пособий, дорог и многого другого.
Поэтому нужна не болтовня, а конкретный план — что делать. Например, в России введена система материнского капитала, когда после рождения второго ребенка семья получает хорошие деньги, которые можно потратить на покупку квартиры или отложить на образование. Это сразу же дало плоды: рождаемость в России увеличилась.

Или взять соседнюю Эстонию. Там за последние годы практически выравнялся баланс между рождаемостью и смертностью: первая идет в гору. А все потому, что многодетные семьи Эстонии стали получать дополнительное пособие. Семья, в которой растет от трех до шести детей, с 2017 года получает кроме уже существующего детского пособия (50 евро на первых двух детей и 100 евро на каждого последующего) дополнительно 300 евро в месяц. Если в семье семеро и больше детей, то государство будет давать дополнительно 400 евро в месяц.

В Латвии о таком и не мечтали. У нас пособия на детей в два раза меньше. Пособие на первого ребенка в семье — 11,38 евро в месяц, на второго — 22,76 евро, на третьего ребенка — 34,14 евро. Почувствуйте разницу!

Пенсия или пенсионное пособие?

Но и это — только цветочки. В принципе, можно говорить о том, что страна стоит на пороге кризиса пенсионной и социальной реформы. Еще раз прочитаем факт номер 5 в начале статьи. Эксперты больше всего волнуются по поводу того, сможет ли через 10–15 лет горстка оставшихся работников прокормить армию пенсионеров. Скорей всего, все–таки сможет. Но будет очень трудно.

По этому поводу экономист Мартиньш Казакс говорит так:

— Прямых угроз в том, что пенсии совсем не будут платить, я не вижу. Но вопрос в том, насколько велики будут эти пенсии. Сейчас пенсионная система устроена так, что пенсионный коэффициент составляет 0,4–0,5. То есть наша пенсия должна составлять примерно 40–50% от нашей зарплаты. Однако если демография и дальше будет ухудшаться, то этот коэффициент будет снижаться. И вполне может получиться так, что мы будем получать уже не 40% от зарплаты, а меньше…

Другими словами, не пенсия, а какое–то жалкое пенсионное пособие, на которое можно выживать, а не жить. И вполне может возникнуть ситуация, что налогов будет не хватать — и оставшимся жителям просто придется платить больше.

— Если у государства вдруг возникает соблазн брать с работающего человека все больше и больше налогов, то это прямая причина к отъезду этого человека. И мы опять увидим спираль сокращения населения, — говорит г–н Казакс.

Как выловить эмигранта

Однако может ли Латвия позволить себе рост эмиграции? Конечно же, нет — не может. Но что делать с теми, кто все–таки выбирает для себя другие "берега мечты"?

Есть совсем уж смешные предложения вроде "отлавливать на подступах к аэропорту тех, кто собирается покинуть Латвию". К этой версии склонен демограф Илмарс Межс. Он считает, что количество жителей, покидающих Латвию, и в будущем будет расти.

Также продолжится опустошение регионов и рост численности населения в Риге как в главном центре развития, предлагающем намного больше возможностей для работы.

По мнению г–на Межса, государство должно на политическом уровне думать о том, как удержать население в регионах и в Латвии в целом.

— Важно "поймать" человека, пока он еще собирается переселяться в Ригу или Рижский регион, потому что уехавших за границу мы уже точно больше не увидим, — сказал он.

Впрочем, есть еще и иммиграция, то есть ввоз гастарбайтеров, например с Украины, из Белоруссии, России и прочих стран. И такие люди нам нужны. Но и тут не все просто. Законы Латвии (не без помощи Национального объединения) написаны так, что предприятиям Латвии невыгодно ввозить работников из–за рубежа.

Для российских граждан, как известно, программу видов на жительство тоже прикрыли. А беженцы сбегают сами в более сытные страны вроде Швеции и Германии.

Выход тут один: пытаться стать той самой сытной страной, куда будет стоять очередь из желающих здесь жить. Но возможно ли это в принципе?

Спасение утопающих — дело рук самих утопающих

Есть интересные факты по этому поводу. Недавно центр Certus провел исследование на тему будущего латвийской демографии и пришел к нескольким любопытным выводам. В этой связи есть две новости — хорошая и плохая.

Плохая заключается в том, что чудес не бывает, и число жителей будет снижаться и дальше.

Хорошая: снижение будет не таким стремительным, как предсказывают Латвии иностранные эксперты.
И еще одна хорошая новость: остановить вымирание мы способны сами. Для этого надо добиться, чтобы рост ВВП был хотя бы 5% (сейчас — 3%. — Авт.), а зарплаты выросли хотя бы до уровня эстонских. А лучше, если бы наши зарплаты были 1 500 евро и больше.

По словам руководителя Certus Вячеслава Домбровского, в основе внешней эмиграции лежит разница в доходах. Человек, который может заработать одинаковую сумму в Латвии и Англии, выберет родную страну. Это означает, что при достижении конкретного уровня средней зарплаты внешняя эмиграция начнет уменьшаться, как это произошло в Эстонии.

— Сейчас в Эстонии уровень доходов на 25% выше, чем в Латвии, поэтому мы видим, что эстонцы меньше едут в другие страны. Нам нужно действовать именно в этом направлении, — говорит он…

Есть ли у вас план, мистер Фикс?

Но вот как перейти от слов к делу? Как добиться этого роста экономики, чтобы всем стало хорошо?
Ответов на эти концептуальные вопросы никто не дает. А без этого все рассуждения о том, что "нам надо бы" и "вот бы хорошо сделать так" превращаются в мечты о светлом будущем.

Помнится, несколько лет назад в стране был принят Национальный план развития экономики, где был красиво описан экономический рывок, который поможет нам стать процветающей, развитой страной. Но потом про этот план благополучно забыли, и сейчас он собирает пыль на полках. Понятно, что рывка не случилось, ведь для этого нужно что–то делать, а не просто писать планы.

Кстати, рост экономики все равно не спасет вымирающие регионы. Прогнозы таковы: до 2030 года численность населения сократится во всех крупных городах, кроме Елгавы и Риги. За 14 лет (с 2016 по 2030 год) Даугавпилс потеряет почти 33 тысячи жителей, Лиепая — 19 тысяч, Резекне — 12 тысяч. В целом Латгалия, к примеру, потеряет 60 тысяч человек.

Другими словами, тут волшебных рецептов нет даже у известных экспертов. И регионам остается разве что готовиться к болезненным решениям, таким как закрытие школ и больниц. Что–то делать надо было гораздо раньше: например, развивать регионы, создавать там рабочие места, улучшать инфраструктуру, привлекать инвесторов. И тогда люди вряд ли стали бы уезжать с насиженных мест.

Но, к сожалению, долгое время страной управляют равнодушные и демографически бестолковые политики, которых вымирание страны ничуть не волнует…

Каждый день — минус 42 человека

Согласно данным Центрального статистического управления, вот так выглядела в 2016 году демографическая ситуация в Латвии за один день (в среднем):

* 60 человек рождаются,

* 78 человек умирают,

* 34 пары заключают брак,

* 17 пар разводятся,

* 28 человек приезжают жить в Латвию,

* 52 человека уезжают из Латвии.

ИТОГ: за день страна теряет в результате отрицательного естественного прироста и миграции 42 человека…


Написать комментарий

Вот пока будут кричать националы и им подобные партии о российской угрозе так и будет чего им думать у низ зарплаты хорошие у нас нет настоящего национального лидера патриота своего государства который сплотил бы все национальности живущие здесь ликвидировал институт неграждан и наладил путь с ближайшими соседями вот путь который может помочь решить все наши задачи но пока этого нет так и будет,Берите пример с Финляндии и сейчас Эстонии.

хохлы смешнее!

По 1БК , не далее, как вчера, было сказано, что Латвия догонит Эстонию к 2038 году. Вот только не уточнили, по каким именно
показателям?!? Умолчали скорей всего потому, чтобы не шокировать людей полностью и окончательно))))))

...пустыня будет вай море!гы...гы..гы.

Страной правят политики , которые ее совсем не любят, а любят деньги, на народ им наплевать, и неважно какой ты национальности. для них ты никто.

Экономические кризисы и аварийность плановых домов СССР- отгружаться будут пачками. Да и кому хочется быть полупридушенным пенсионером.

население в Латвии постоянно уменьшается, а у статистов одни и те же цифры, типа 1 950
эти цифры, чтоб не потерять места в европарламенте и в городских самоуправлениях, и чтоб в сейме было 100 депутатов и вся из многочисленная свита.

По 1БК , не далее, как вчера, было сказано, что Латвия догонит Эстонию к 2038 году. Вот только не уточнили, по каким именно показателям?!? Умолчали скорей всего потому, чтобы не шокировать людей полностью и окончательно)))))) Sofija

Так Эстония тоже я думаю на месте стоять не будет.

Все просто!Надо закрыть границы и ни кого не выпускать.Шенген во всем виноват!

Насчёт пенсий:
- А разве мы не сами себе на пенсии зарабатываем? Платя деньги во 2-й и 3-й уровни пенсионного фонда, человек должен быть на самообеспечении и не зависеть от того, кто будет работать после него.., разве нет?!

Написать комментарий