Ученые узнали, почему месть сладостна

Многие из нас на себе ощущали справедливость выражения "сладкая месть". Месть издавна служила едва ли не главным действующим лицом многих литературных произведений - фактором, как побуждающим героя совершать нерациональные поступки, так и автора - писать свои новые романы и поэмы (стоит вспомнить только "Графа Монте-Кристо" Дюма или "Ад" Данте), однако только теперь ученые поняли, почему все так происходит.

Новое исследование показало, что стремление наказывать тех, кто нарушает общепринятые социальные нормы, не только относится к области поэзии, но и таится в крови у каждого индивидуума. Чувство удовлетворения местью – это нечто врожденное. Теперь можно дать по крайней мере частичный ответ на вопрос, почему люди склонны мстить (или хотя бы делать выговор) тем, кто злоупотребил их доверием или нарушил договор, – даже если все это уже не предполагает никаких прямых практических выгод (поведение, известное как “альтруистическое наказание” – altruistic punishment).

Швейцарский ученый Доминик де Кервен (Dominique de Quervain) из Университета Цюриха и его коллеги сканировали мозг добровольцев мужского пола (использовался так называемый позитронный эмиссионный томограф – positron emission tomograph) в то время, когда те играли в изобретенную самими исследователями игру (вариацию на тему “экономических” игр), в ходе которой обменивались деньги – как вперед, так и назад. Игрок мог оштрафовать своего партнера, если тот делал “эгоистичный” ход, а не обоюдовыгодный.

Выяснилось, что большинство игроков стремилось налагать штраф, “заслуженный” партнером, даже тогда, когда это стоило им части своих собственных денег. При этом, согласно показаниям приборов, у игрока активизировался дорсальный стриатум (dorsal striatum) – то есть та область мозга, которая активизируется, если субъект испытывает чувство удовольствия или удовлетворения. Исследователи отмечают, что испытуемые с более сильной активацией дорсального стриатума готовы были нести заметно большие траты, чтобы только наказать обидчика “как следует”.

“Наши результаты поддерживают гипотезу, согласно которой люди способны получать удовлетворение от наказания нарушителей общепринятых норм”, – говорят исследователи.

“Обманутый человек оказывается в дурной ситуации и весьма погано при этом себя чувствует, – говорит соавтор исследования Эрнст Фер (Ernst Fehr), руководитель Института эмпирических исследований в экономике при Университете Цюриха. – Однако такой человек чувствует себя еще хуже, если мошенник не получил при этом справедливого возмездия”. Человеческие сообщества – это некая аномалия в мире животных. Они базируются на делении по родам и сотрудничестве не связанных между собой родственными узами индивидуумов в больших группах. Фер и его коллеги предполагают, что чувство удовлетворения местью среди людей и “альтруистическое наказание” могло бы быть тем самым “клеем”, который нас когда-то объединил.

“Теория и экспериментальные исследования показывают, что сотрудничеству среди незнакомцев способствует альтруистическое наказание, – говорит Фер. – Сотрудничество среди плохо знающих друг друга людей почти исключается, если не присутствует альтруистическое наказание, и, напротив, оно процветает, если возможно наказание "отщепенцев"". В связи с этим ученые вспоминают и о злорадстве – то есть удовольствии, которое люди обыкновенно испытывают при виде чьей-либо неудачи (“У соседа корова сдохла. Казалось бы, что мне до того, а все равно приятно…”)

Новые исследования могут помочь психиатрам разобраться с некоторыми психическими отклонениями, характеризующимися патологическим социальным поведением или опасными наклонностями, а также показывают, что “силы страсти”, возможно, должны включаться во все экономические модели, потому что “люди склонны демонстрировать систематические отклонения от рационального поведения”.

31.08.2004 , 12:50

grani.ru


Темы: ,
Написать комментарий