21 апреля в Арт-центре Ротко будет выставлен «Портрет адвоката Людвига Мейера» Эдварда Мунка 1

В пятницу, 21 апреля, впервые в Латвии в Арт-центре Ротко будет выставлен «Портрет адвоката Людвига Мейера» работы всемирно известного норвежского художника Эдварда Мунка.

Самая знаменитая работа Мунка — картина «Крик», о которой говорят, что ее слава превзошла славу ее автора. Даже не зная имени Мунка, эту картину узнает каждый. Ее непостижимо пугающий образ, от которого просто веет запредельным ужасом, не раз использовался различными видами искусства, например, как маска в художественном фильме «Крик».

«Крик» Мунка

Существует четыре экземпляра «Крика», написанных между 1893 и 1910 годами. Они мало отличаются друг от друга – лишь цветовая гамма и техника исполнения у всех разная.

Поразительно, что эту работу Мунка злоумышленники несколько раз похищали. Дело даже не в колоссальной стоимости «Крика» (выполненная пастелью версия была продана в частные руки за 119 миллионов 922 тысяч 500 долларов), а в ее уникальном и необъяснимом воздействии на зрителя. Создав свой шедевр в самом конце XIX века, Мунк сумел предсказать трагичность и обилие катастроф века двадцатого.

На картине изображена человеческая фигура, кричащая от отчаяния, что через секунду этот мир исчезнет. Охвачены криком небо, горы, мост и две идущие по мосту человеческие фигуры друзей, которые ничего не слышат.

В своем дневнике художник рассказал, как родился этот сюжет: «Я шел по тропинке с двумя друзьями – солнце садилось. Неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение, и оперся о забор – я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-черным фьордом и городом. Мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу».

Биограф художника Сью Придо отмечает, что неподалеку от психиатрической больницы, где лечилась младшая сестра художника Лаура, располагалась крупнейшая в Осло скотобойня, и «крики забиваемых животных, смешивавшиеся с воплями душевнобольных, были невыносимы». Несомненно, впечатлительный Мунк не мог этого не заметить. В дальнейшем на первой версии картины Мунк сделает карандашом надпись: «Возможно, такое мог написать только сумасшедший».

С картиной «Крик» связано немало мистических событий. Рассказывали, что один из сотрудников музея, почувствовав головную боль, уронил картину. А через некоторое время, не выдержав приступов мигрени, совершил самоубийство. Другой работник также обронил полотно, и его также постигла беда. Попав в автоаварию, он получил множество травм и на всю оставшуюся жизнь был прикован к инвалидной коляске. Есть свидетельство о том, как один человек прикоснулся к картине, а потом сгорел заживо в собственном доме. Впрочем, практически все работы Эдварда Мунка энергетически мощно воздействуют на людей.

«Черные ангелы» Мунка

О своем детстве Мунк вспоминал так: «Болезнь, безумие и смерть были черными ангелами у моей колыбели».

Эдвард Мунк родился 12 декабря 1863 года в норвежском городке Летен в семье врача Кристиана Мунка. Его предками по линии отца были чиновники, представители духовенства, деятели искусства и ученые. Мать художника, Лаура Катрина Бьельстад, происходила из рода крестьян и моряков и была моложе своего супруга на 20 лет. Родители Кристиана были против этого брака, считая его мезальянсом, и лишили своего сына финансовой помощи.

Через год после рождения Эдварда семья Мунков переехала в столицу Норвегии и поселилась в одном из беднейших городских кварталов. Словно злой рок витал над этой семьей. Когда Эдварду исполнилось 5 лет, его 33-летняя мать умерла от туберкулеза, повторив судьбу своей матери, которая также умерла молодой от туберкулеза. Сиротами остались пятеро детей: Софи, Эдвард, Андреас, Лаура и Ингер. Младшая дочь Ингер родилась всего за год до смерти матери.

На мальчика смерть матери произвела столь сильное впечатление, что он почти на год потерял способность говорить. Именно в это время он начал рисовать.

Потеряв супругу, отец Мунка впал в «унылое христианство»: «Тихо. Папа читает Библию». Вместо любимых детьми сказок Кристиан стал читать им почти исключительно Библию; за малейшую провинность подвергал жестокому наказанию. По воспоминаниям самого Мунка, отец после смерти матери сразу постарел и страдал «тысячами страхов».

Когда мальчику исполнилось тринадцать лет, от туберкулеза умерла его старшая сестра – пятнадцатилетняя Софи, с которой он очень сблизился во время ее длительной болезни. У младшей сестры Лауры в раннем возрасте диагностировали душевное заболевание. Брат Андреас скончался от пневмонии в возрасте 30 лет, через 6 месяцев после свадьбы. «Ему не следовало жениться. От отца мы унаследовали плохие нервы, а от матери — слабые легкие», – считал Мунк.

Сам Эдвард с детства не отличался крепким здоровьем. Он подолгу болел, практически не ходил в школу, одно время у него также подозревали чахотку. «В нашем роду только болезни и смерть. Мы с этим родимся», – говорил Мунк. Такое не могло не сказаться на впечатлительной натуре Эдварда и на его творчестве. Пережила художника лишь его младшая сестра Ингер, которую он неоднократно изображал на своих полотнах.

Женщины в его жизни

Как вспоминал близко знавший Мунка Рольф Стенерсен, «Всю свою жизнь Эдвард Мунк имел огромную власть над женщинами. Его застенчивость и скромность только еще больше привлекали их. Многие из прекраснейших женщин того времени искали его любви. Но он не хотел жениться. Если начиналась любовная история, он быстро с ней кончал. Просто-напросто бежал».

 И далее: «Женщин в жизни Мунка было немало, но отношения с ними были очень кратковременными. Ни об одной из них он не вспоминал даже с оттенком благодарности или радости. Чем нежнее они к нему относились, тем больше это его пугало. Ему казалось, что женщины только и знают, что охотиться за любовниками и мужьями. Они живут мужчинами… Любовный эпизод юности, когда ему отстрелили сустав пальца, вызвал к жизни весь скрывавшийся в нем страх. Он боялся женщин. Он говорил, что, несмотря на всю их прелесть и очарование они — хищные звери…».

Роковую роль в судьбе Мунка сыграла красавица Тулла Ларсен, дочь богатого виноторговца. Их бурный роман длился 4 года и закончился трагически.

В 1902 году сходившая с ума от ревности Тулла попыталась в очередной раз женить на себе художника и при этом чуть не стала причиной его смерти. Чувствуя, что их роман близок к завершению, Тулла попыталась инсценировать свою смерть от передозировки морфия. Приехавший к ней художник застал ужасающую картину: завернутая в саван Тулла лежала в гробу посреди комнаты, заставленной горящими свечами. Стоило ему только подойти к гробу, как она поднялась и начала жарко обвинять его и угрожать самоубийством, размахивая револьвером. Мунк пытался отнять у Туллы оружие, но в пылу схватки нажал на курок. Раздался выстрел, и Мунк был ранен. Художнику ампутировали палец, а из-за нервного срыва он попал в психиатрическую лечебницу. С Туллой он более не общался, до конца своей жизни называя ее лишь «та женщина».

20.04.2017 , 19:40

подготовила Наталия Салагубова , Gorod.lv


Написать комментарий

Еще в молодости довелось прочесть книгу литовского автора Шепетиса с названием "От жизни в ничто". В книге автор анализирует развитие современного искусства. Книга эта написана может даже и по заказу тогдашнего министерства культуры, которое воспевало социалистический реализм. Но по мне, так лучше уж РЕАЛИЗМ, какой-бы он ни был----социалистический или капиталистический,--- чем откровенный бред больных шизофренией художников. Похоже, что все эти мрачного вида произведения выставляются намеренно, чтобы еще больше напугать зеваку-зрителя, у некоторых, особо впечатлительных, случается нервный срыв. Не знаю, жив еще автор той книги, но чтобы он сейчас сказал про современное искусство, когда на всеобщее обозрение уже выставляют обыкновенные какашки с намерением, ДОНЕСТИ ЧТО-ТО СВОЕ до простого зрителя...И "окультуренные" ходят на эти выставки, заплатив немалые деньги, и никто не оскорбляется даже...более того, замутят еще дискуссию про "демократию" в искусстве...А наша теперешняя жизнь никому ничего не напоминает?