Адажский полигон достраивать некому: строителям не дают доступа к гостайне 3

Сертификаты индустриальной безопасности аннулированы сразу для нескольких предприятий, сообщает lsm со ссылкой на передачу De facto на Латвийсом телевидении. Летом прошлого года этого документа лишилась Skonto Būve, а осенью – Arčers. Это означает, что в глазах спецслужб данные компании не являются достаточно надежными, чтобы доверять им строительство объектов, связанных с государственной тайной. А такое решение сильно затрудняет возможность этих предприятий участвовать в многомиллионных тендерах.

До конца этого года на Адажском полигоне нужно успеть построить различные сооружения для размещения, ремонта и обслуживания бронетехники. Времени мало. Работы только начались, но проект, стоимостью 27 млн евро, может провалиться. Осенью прошлого года строительной компании Arčers не продлили сертификат индустриальной безопасности. А он необходим, если строить объекты, связанные с государственной тайной, пишет press.lv.

«К счастью, в нашем случае проект можно было продолжать, поскольку в целом он не затрагивает классифицированную информацию. Поскольку это крупное предприятие, которое нанимает субподрядчиков, у исполнителя конкретных работ сертификат был, поэтому их можно было продолжать», - поясняет госсекретарь Министерства обороны Янис Гарисонс.

Однако Arčers – не единственная компания, потерявшая такой сертификат.

Оборот крупнейших строительных компаний в 2015 году

   
Skonto būve 122 502 604 евро
UPB 84 342 399 евро
Merks 65 375 839 евро
LNK Industries 45 366 381 евро
Re & Re 37 249 513 евро
Arčers 33 407 366 евро

Из шестерки крупнейших по обороту строительных компаний возводить связанные с секретами страны объекты разрешено только двум – UPB и Re & Re. Летом прошлого года сертификат не продлили компании Skonto Būve, а Merks лишился разрешения еще несколько лет назад. Это означает, что большей части влиятельных латвийских строительных компаний государственную тайну доверять нельзя.

«Мы не комментируем. Как и в случае допуска к гостайне, есть свои причины», - говорит директор Бюро по защите Сатверсме Янис Майзитис. Он поясняет, что «речь идет о дополнительных критериях, которые выдвинуты во всех странах, в том числе для компаний из стран НАТО, которые проектируют, строят, оборудуют помещения и осуществляют другую предпринимательскую деятельность, связанную с гостайной. Это не тот критерий, который запрещает предпринимателю заниматься бизнесом. Это дополнительные критерии безопасности».

Но закон написан в достаточно общих чертах. Бюро по защите Сатверсме может аннулировать сертификат индустриальной безопасности, если возникают обоснованные сомнения в надежности конкретного предприятия. А также в случаях, когда государственная тайна была разглашена или повторно были нарушены указания спецслужбы по выполнению конкретного заказа.

Предприниматели в интервью De faсto отказали. Но предположения в причинах отказа у них самые разные: владельцы, деньги и возможная связь с Россией.

«Никому толком неясно, что это за критерии, на основании которых дают или отказывают в сертификате.  (..) Я считаю, что все крупные компании, которые уже дано работают на латвийском рынке, стабильно платят налоги, долго имели соответствующие сертификаты, определенно являются более надежными, чем маленькие, новые или, возможно, иностранные компании», - считает руководитель Партнерства строительных предприятий Латвии Байба Фромане.

Нередко одним из требований к потенциальному строителю является величина оборота – при дорогих проектах эта сумма может быть достаточно высокой. Но число компаний, которые могут соответствовать такому критерию, существенно уменьшилось. Следовательно, уменьшилась и конкуренция.

«Конечно, это сужает рамки. Но есть дилемма – можно ли доверять компании неясного происхождения, которая неспособна хранить классифицированную информацию, а значит не быть уверенным, в чьи руки она может попасть. Для нас важно получить гарантии, что эта информация не будет распространяться дальше», - говорит Гарисон.

К слову. В прошлом году Arčers выиграл тендер на 2 млн евро на обустройство помещений под нужды Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией. Но договор пришлось расторгнуть, поскольку нужного сертификата у компании больше нет.

А в активе Skonto Būve сейчас только один объект, где такой допуск может понадобиться – президентский замок. Строительные работы в нем уже завершились, но сертификат потребуется в случае необходимости проведения гарантийного обслуживания.

По закону оба предприятия смогут повторно претендовать на получение сертификата лишь через пять лет. До той поры из этого сегмента рынка они исключены.

«Претендовать, очевидно, можно. Но придется в любом случае оценить, что с тех пор изменилось и почему было принято такое решение», - говорит директор Бюро по защите Сатверсме Майзитис.


Написать комментарий

элементарная тупая латышская коррупцияъ

кому принадлежит UPB ?
Re & Re известная по Золитуде, по другим халтурным работам в Риге, строителем нового корпуса Олайнской тюрьмы станет печально известная фирма Re&Re,
связана с Аболтиней,

директор Бюро по защите конституции (БЗК) Янис Майзитис доложил президенту Латвии Андрису Берзиньшу, что руководство строительной компании «Re & Re» на протяжении многих лет было тесно связано с партией «Единство».
Непосредственно контакты с «Re & Re» поддерживали жена премьер-министра Латвии Валдиса Домбровскиса Ария Домбровская и муж председателя Сейма Латвии Солвиты Аболтини Янис Аболтиньш. Именно они получали деньги от компании «Re & Re» для чёрной кассы «Единства» и себя лично. В благодарность «Единство» лоббировало предоставление этой компании государственных заказов. Как стало известно «РВ», представители «Re & Re» уже дали признательные показания следователям о передаче денег «Единству».
Вместе с тем, в настоящий момент представители Госдепа США пытаются воздействовать на Андриса Берзиньша с тем, чтобы побудить его замять скандал.
В построенном компанией «Re & Re» рижском торговом центре «Максима» 21 ноября обрушилась крыша, в результате чего погибло 54 человека.

КАК ВЫ думаете, какие объекты компания РЕ&РЕ накрывала в Даугавпилсе?

гостайной, видимо, является величина отката.

Гостайна это святое.Естественно ее нужно хранить и оберегать.Однако опыт показывает что при желании любую тайну можно узнать.Как ни прятали тайны атомной бомбы они в деталях стали известны.Смешно когда тайну делают из ржавой бронетехники и военного хлама прошлого века.На сегодняшний день статус таности призван не столько скрыть важное сколько неприглядное и ущербное для общества положение дел.Ну и конечно обеспечить работой и нехилыми заработками кучу трутней

Написать комментарий