Будьте знакомы: Ивар Магазейнс – один из лучших даугавпилсских гидов 12

Ивар Магазейнс
Ивар Магазейнс
21 февраля гиды отмечали свой профессиональный праздник – Всемирный день экскурсовода.

Каждый, кто хоть раз оказался в роли туриста, хорошо знает, что значат слова « повезло с гидом». Именно от этого человека зависят и впечатления, которые останутся от путешествия и экскурсий, и наше желание вновь отправиться в путь, ознакомиться с очередными достопримечательностями.

В Даугавпилсе специалистов в этой области можно пересчитать по пальцам: два года назад 28 даугавпилчан, окончив курсы и сдав экзамены на сертификат, получили законное право проводить экскурсии. Всего же сертифицированных гидов в Даугавпилсе 38.

Одним из лучших считается Ивар Магазейнс. Но сам он, будучи человеком скромным, пытается доказать, что этот титул не заслужил, что среди его даугавпилсских коллег немало более знающих экскурсоводов.

Тем не менее, его удалось уговорить на интервью, о чем ни грамма не пришлось пожалеть. Ивар – не только интересный человек, но и прекрасный собеседник, деликатный, внимательный, с тонким чувством юмора. Если гидов считают визитной карточкой города, то Даугавпилс в лице Ивара Магазейнса имеет достойную «визитку».

- Ивар, немного расскажите о себе.

-Я – простой сельский парень, родился в Силмалской волости Резекненского края в героические 60-е, через год после полета Гагарина в космос. Правда, чуточку раньше, в марте. В этих местах родился глубокоуважаемый ученый и поэт Михаил Бодров. 95% местных жителей составляли староверы. Мама работала учительницей, папа – шофером.

После школы поступил учиться в Латвийский университет, на факультет иностранных языков. Я был студентом в интересное время – мы пережили четырех генеральных секретарей: Брежнева, Андропова, Черненко, и в наш выпускной год секретарем стал Горбачев. Это особенно запомнилось, потому что вместе с Горбачевым пришел «сухой закон». Это был кошмар. И не потому, что мы употребляли алкоголь, – просто достать его было трудно. Получался «сухой» выпускной, но студенты – такой народ, что мы вышли из этого положения. После учебы работал, женился, переехал жить в Даугавпилс, вырастили двух сыновей.

- Говорят, гидами становятся люди, которых интересует история, окружающий их мир. Кто привил Вам этот интерес?

-Мой отец был простым шофером, сидевшим за рулем председательской машины. Иногда он меня брал в поездку, и я, знакомясь с людьми, внимательно слушал, о чем они говорят. Помню один из таких разговоров между отцом и председателем. Они оба были местными: один – католик, другой – старовер. Как раз тогда начались события в Чехословакии. Председатель говорил, что жалко мужиков и что он подумает, как сделать, чтобы не всех мужиков забрали. Я был простым шестилетним деревенским мальчишкой и, естественно, не задумывался о том, что мир достаточно широк. Это сейчас он открыт.

Отец мог совместить сельскую мудрость с интересом о мире, поэтому очень много мне рассказывал. Моя бабушка была замечательной рассказчицей. Она вспоминала о том, как жили после революции, когда менялись власти.

- Как стали гидом?

-Я по специальности учитель немецкого языка, немного занимался английским. Кроме обязательных предметов у нас были еще факультативы. Например, пионерская практика (кстати, хорошая вещь). Она учила нас руководить и организовывать людей, находить с ними контакт. Еще одним из факультативов было экскурсоведение. В Советском Союзе туризмом занимались три организации: бюро путешествий и экскурсий, «Спутник», «Интурист». Когда представилась возможность, я согласился пойти на курсы «Интуриста». Они были очень интересными.

Быть гидом может не любой человек. Я вот тоже могу кого-то постричь, зуб вырвать, только результат какой будет?.. Пусть работу делает профессионал. Так и гиды. Потому что они представляют свою страну. На курсах я понял, что информация очень важна, но не менее важно то, как она преподносится. Нам преподавали корифеи – такие, как директор Рундальского дворца Имантс Ласманис, руководство Музея истории Риги и мореходства.

- Первую свою экскурсию помните?

-Их было две: одна – в Риге, до курсов, еще в студенческие годы; другая, после пятнадцатилетнего перерыва – в Даугавпилсе.

Рига была побратимом Ростока, тогда еще Германской Демократической республики. Поэтому и престижно было учить немецкий язык, немцы были нашими друзьями. Я учился на втором курсе – в Ригу из Ростока приехал целый корабль. Нас, студентов, отправили помогать гидам. Накануне с нами проводили серьезные беседы, которые нас, студентов, не волновали. Главное – чтобы обед был хороший и в университет на занятия идти не нужно.

Меня присоединили к начальнику и партсекретарю Ростокского рыбокомбината. Вели они себя по-джентльменски, правда, обиделись, что им предложили не даму, а «зеленого пацана». Еще не будучи гидом, я поводил их по Риге, показал все, что знал. Еще я должен был помогать им как переводчик. Особенно во время посещения Латврыбпрома (была такая организация). Здесь началось, как положено, с доклада, с карты Балтийского моря, с рассказа о том, как латвийские и гэдээровские рыбаки ловят рыбу. Когда прозвучали слова «Ну, теперь мы будем договариваться», открылась дверь и закатили стол со всевозможными блюдами из рыбы. Та быстро закончилась официальная часть. И весь день прошел в неформальном общении. Вот мои первые впечатления о моей первой работе гидом.

- Какой была первая экскурсия в Даугавпилсе?

 -В Даугавпилсе к экскурсиям вернулся в 2001-2003 годах. Я их, честно признаюсь, не искал. Чисто случайно от одного из моих сыновей в Инфоцентре узнали, что его папа когда-то учился на курсах экскурсоводов. Мне предложили провести экскурсию для приезжающих в наш город дипломатов – военных атташе. Нужен был англоговорящий гид. Мы ходили по крепости, затем побывали на дегустации на пивзаводе. Если я что-то не знал, то честно говорил, что не знаю. Экскурсия прошла удачно, и так постепенно втянулся, даже не будучи даугавпилчанином по рождению. Позже 3 года проработал в Центре Ротко.

- Где черпаете информацию об истории Даугавпилса?

-Живя в Даугавпилсе, я всегда интересовался историей города. В городе замечательный краеведческий музей. Я не считаю, что хорошо знаю историю города, но всегда стремлюсь к этому. В информационном плане моими авторитетами были Гесель Маймин, Залман Якуб. Этим людям, безвозмездно отдававшим собранную ими информацию, если не памятник, то памятную доску на домах, где они жили, или у музея уж точно нужно было бы установить. Добрыми словами вспоминаю уже почившего Лео Трукшанса. Дай Бог здоровья Янису Кивриньшу.

- Где обычно в Даугавпилсе проводите экскурсии?

-Сейчас все больше и больше по крепости. Это хорошо и правильно. Но я предлагаю людям прогуляться и по центру города. Великолепное место – улица Ригас. Г. Маймин, рассказав практически о каждом доме, подготовил для нас замечательную шпаргалку.

У каждого гида должна быть своя «изюминка». Важно заинтересовать людей. Голоса у меня нет, спеть я для них не могу. Но мне помогает опыт, который я приобрел, работая в Центре Ротко. Приходилось работать с разными возрастными группами, осваивать различный материал, потому что экспозиции в Центре постоянно меняются.

Мне нравится вести экскурсию по городу, по церковной горке. У нас очень красивые храмы. Несколько сложнее попасть в староверческую моленную. Но они меня уже знают и разрешают пройти. Особенно после того, как я рассказал, что я из Пустынки и жил по соседству со староверами, называя фамилии тех, кого знаю. Конечно, я – не свой, но, по крайней мере, не чужой для них.

Я стараюсь выяснить у группы, что им было бы интересно узнать, и сравнить, провести параллели между Даугавпилсом и городом, откуда приехали туристы. Поляков, например, интересует спидвей. Для финнов сравниваю нашу крепость с финской крепостью Суоменлинна. Финнов очень интересуют факты и даты, потому что в Даугавпилс приезжают люди технических профессий.

Другим не важны сухие факты. Иногда важно не что говоришь, а как. Когда нас учили, то на первом месте была «большая историческая правда». О фактах я, конечно, не забываю, но начинаю экскурсию с какой-нибудь шутки или легенды. Чтобы люди запомнили калибр крепостной пушки, я ее размер (203 миллиметра) сравниваю с диаметром колечка на женской руке.

Когда на экскурсию приезжают наши латвийцы, они обычно по окончании поговорят: «Ой, какой красивый город. Мы даже не знали!».

- Спасибо, Ивар, за замечательный рассказ. Удачи Вам и успехов.

26.02.2017 , 07:05

Наталия Салагубова , Gorod.lv


Написать комментарий

Jesli on polnocennij gid, pochemu on ne platit nalogi? Nam nado bilo ekskursiju dlja gostejj na nemeckom jazike, on skazal, chto schjot ne mozhet vipisatj. On toljko kladjot nemalije dengi v karman. Kak mozhno okazivat uslugu i ne imetj nikakih dokumentov. Eto nezakonnaja predprinimatelskaja dejatelnostj. I nichestno pered temi, kto etu uslugu okazivajet zakonno i legalno.

Jesli on polnocennij gid, pochemu on ne platit nalogi? Nam nado bilo ekskursiju dlja gostejj na nemeckom jazike, on skazal, chto schjot ne mozhet vipisatj. On toljko kladjot nemalije dengi v karman. Kak mozhno okazivat uslugu i ne imetj nikakih dokumentov. Eto nezakonnaja predprinimatelskaja dejatelnostj. I nichestno pered temi, kto etu uslugu okazivajet zakonno i legalno. Inspektor

Зависть и стукачество в одном флаконе.

Удивлена, что он среди лучших. Мало информации, много шоу, рассчитанного на женщин среднего возраста. Очень хочет всем понравиться. Видно, удается.

Зависть плохая черта.

Зависть и стукачество в одном флаконе.

Согласен. Вот такие и стучали в НКВД на соседей, а теперь русские виноваты во всех грехах. Нечего на зеркало грешить, если у самого рожа крива.

Удивлена, что он среди лучших. Мало информации, много шоу, рассчитанного на женщин среднего возраста. Очень хочет всем понравиться. Видно, удается.

Так и вы попробуйте всем понравиться и угодить, если это ТАК просто

Зависть и стукачество в одном флаконе.

A zakoni i pravila u nas dlja vseh odinakovije. Zavistj tut niprichom. Jesli luchij gid, uchitelj, slesarj, predstavitelj ljuboj drugoj specialnosti, ti dolzhen pokazivatj primer drugim.

Зависть и стукачество в одном флаконе.

A zakoni i pravila u nas dlja vseh odinakovije. Zavistj tut niprichom. Jesli luchij gid, uchitelj, slesarj, predstavitelj ljuboj drugoj specialnosti, ti dolzhen pokazivatj primer drugim.

Есть и получше гиды , и расценки у Ивара - ой , ой немаленькие .

"Ивар – не только интересный человек, но и прекрасный собеседник, деликатный, внимательный, с тонким чувством юмора. Если гидов считают визитной карточкой города, то Даугавпилс в лице Ивара Магазейнса имеет достойную «визитку»."
Дааа вот повезло, так повезло нашему городу с визитной карточкой!
Языки знает плохо,информации мало,наглости много,юмор ниже пояса, вечно пьяный, как такой может кому то нравится ?
А про старообрядцев ну завернул, так завернул :"Несколько сложнее попасть в староверческую моленную. Но они меня уже знают и разрешают пройти. Особенно после того, как я рассказал, что я из Пустынки и жил по соседству со староверами, называя фамилии тех, кого знаю. Конечно, я – не свой, но, по крайней мере, не чужой для них."
А кто вы для них? Вот это уровень у нашего лучшего гида :"староверческую моленную",учите языки "деликатный" вы наш.
Ивар, вы правы,когда говорите:" Я – простой сельский парень". Ну присутствует!
"Быть гидом может не любой человек.Пусть работу делает профессионал", согласна с вами!
У меня вопрос, кто его номинировал лучшим гидом?
И не надо тут говорить о зависти, посмотрите на лицо этого "профессионала" и скажите чему тут завидовать?

Зачем же так клеветать на человека, вы же его не знаете. Ивар очень хороший и честный человек, семьянин и профи своего дела. Я могу это писать, т.к. знаю Ивара и его семью уже много лет (мы соседи). Ивар, не обращай внимания на эти выпады, у нас и такие люди живут.

Pri cem tut ego semja??? Urovenj etogo gida nemnogo viwe plintusa.Kto skazal cto on lucwij? Navernoe Duksinskij.Sam nedalekogo uma gospodin

Написать комментарий