Что вы знаете о латвийских болотах? Интервью с доктором биологии Артуром Шкуте 2

Артур Шкуте
Артур Шкуте
Еще недавно человечество считало болота совершенно ненужной землей и старалось их активно осушать, не подозревая, какой невосполнимый ущерб это наносит экосистеме планеты

Совершенно незаслуженно люди называли «болотом» застой в общественной жизни, а в более ранние времена болота считались местом, где правит нечистая сила. 2 февраля отмечается 20-летие Всемирного дня водно-болотных угодий, и у нас есть повод для реабилитации болот.

В этом «Нашему городу» поможет профессор Даугавпилсского университета, доктор биологии Артур Шкуте – главный знаток водных ресурсов, как его с уважением величают коллеги:

- Водно-болотные угодья – это не только болота. Под эту категорию попадают мелкие заросшие озера, которые на самом деле болотами и не являются; поймы рек, заливные луга и, конечно, сами болота.

Всемирный день водно-болотных угодий празднуется с 1997 года. Этот день был выбран неслучайно: 2 февраля 1971 года в иранском городе Рамсар была подписана Конвенция о водно-болотных угодьях. Насколько мне известно, на сегодняшний день примерно160 стран, в том числе и Латвия, уже подписали эту Конвенцию, главная цель которой – защита водно-болотных угодий, в первую очередь, как важных мест обитания водоплавающих птиц.

- Где находится самое большое водно-болотное угодье в Латвии?

- Одно из самых больших водно-болотных угодий Латвии – Лубанская низменность, включающая в себя озеро Лубанас и прилегающие к нему болота и заливные луга. Само озеро Лубанас – очень заросшее и мелкое (его средняя глубина – около полутора метров, а максимальная – не более 5 м), причем искусственно выкопанное. Это совершенно идеальное место для гнездования водоплавающих птиц. Также Лубанская низменность очень важна для перелетных птиц.

Здесь весной можно увидеть потрясающие картины, когда лебеди-кликуны возвращаются на Север. Мне доводилось видеть несколько тысяч лебедей. Представьте себе! Даже когда видишь 5-6 лебедей, крупных, красивых птиц – и то у тебя остаются незабываемые впечатления, а когда тысячи… Удивительно красивое зрелище. А тысячи северных гусей… Потрясающе!

Правда, местные крестьяне гусей не особо любят, потому что птицы опускаются на поля, где проросли озимые. Ведь если несколько тысяч птиц пройдут и пощиплют зелень, после этого мало что останется.

- А какое болото в Латвии самое известное и большое?

- Это громаднейшее болото-заповедник Тейчу – самое большое в Прибалтике. Оно расположено к юго-востоку от Мадоны. Площадь Тейчу составляет более 19 000 гектаров. Помимо мочажин (заболоченных мест) в заповеднике 18 озер площадью свыше 2 га. 

Когда-то я снимал документальный фильм про это болото. Оно очень интересное – посередине находится остров Сиксала, на котором с давних пор, где-то XVII века, живут староверы. На Сиксале есть кладбище, поэтому известно, с какого времени здесь появились люди. Я староверов застал и смог с ними побеседовать. «Как раньше до острова добирались?» – спросил. А они: «Зимой – на санях, а летом – по тропкам».

До конца 80-х или начала 90-х прошлого века дороги на этот остров не было. А сделали ее, как я понимаю, не из-за того, что там люди живут, а из соображений пожаробезопасности. Дорогу проложили так, чтобы болото можно было проехать насквозь. Но, как говорили местные, часть дороги болото «забрало» обратно.

В советское время болото использовали в качестве полигона. Сюда прицеливались ракеты среднего радиуса действия, стреляли откуда-то из Подмосковья. Как тут местные жили? Они мне рассказывали: «Спим ночью, а тут – ба-бах!. Конечно, стреляли без боеголовки. А утром начинают летать вертолеты. Понимаем: были учения, теперь ищут болванку. Потом смотрим: летит вертолет, а к нему что-то прицеплено». Говорили, что такое нечасто случалось.

Раньше Тэйчу было для меня как для биолога просто интересным местом, где обитает много редких видов животных, насекомых и растений.

- Как вообще образуются болота?

- Есть два способа образования болота: территория заболачивается либо из-за скопления воды, либо потому что зарастают озера. Тэйчу когда-то было озером. Но в нашей истории мы его не помним, потому что озеро образовалось после ледникового периода 12-15 тысяч лет назад. Прошло около 8 000 лет, и оно заросло. К сожалению, это судьба всех озер. С точки зрения геологии озера – временные образования. Правда, это утверждение не относится к озерам тектонического происхождения – таким, как Байкал, Танганьика.

Например, наше Стропское озеро… Местные жители знают, что в нем глубже 5-6 метров места не найти. Это сейчас. Но по геологическим данным, твердое дно в Стропском озере находится на глубине 12 м, а 5-6 метров – это уже сапропель, то есть собравшийся ил. И такая картина наблюдается во всех озерах.

- В чем же заключается уникальность болот?

- Болота поддерживают своеобразный гидрологический режим. И это очень важно. Болото – это место, которое весной, как губка, вбирает в себя талые воды и часто служит буфером, препятствующим наводнениям, а летом эту воду потихоньку отдает. Скажем так: если бы отсутствовали болота, то происходило бы резкое поднятие воды, что вызывало бы катастрофические потопы.

В Европе во многих местах мы это видим. Все наводнения, которые происходили в Германии, Чехии и других странах, связаны с сильным зарегулированием рек и отсутствием пойменно-болотных комплексов.

В Латвии, неподалеку от Даугавпилса, есть прекрасное место – природный парк «Двиетес палиене». В этом месте в Даугаву впадают две реки – Двиете и Илуксте – которые сходятся вместе. До сих пор так и не решили: Илуксте впадает в Двиете или Двиете – в Илуксте. Поэтому последние 200 метров реки называются Березовкой (смеется). Когда бывает большое половодье, поселок Двиете превращается почти в остров, куда ведет «дорога жизни» – насыпная дамба. Когда идет большая вода, то пойменные луга и болота забирают ее большую часть, тем самым спасая Екабпилс.

В «Двиетес палиене» специально (чтобы сохранить эту территорию такой, какая она есть) разводят диких коров и лошадей. Если бы их не было, то эти места просто заросли лесом. Если бы в Латвии не занимались сельским хозяйством, то территория нашей страны выглядела бы так: леса, болота, озера.

- Что необычного растет на наших болотах?

- Например, такое потрясающе необычное растение, как росянка. Оно небольшое (в тропических странах есть более крупные подобные растения), но, тем не менее, хищное. Оно ест насекомых. Для нас росянка – экзотическое растение, которое вносит свой посильный вклад в борьбу с комарами (смеется).

Еще болота у нас ассоциируются со сбором ягод, той же клюквы. В некоторых латвийских болотах идет промышленная добыча торфа. В обиходной жизни мы воспринимаем болота как грязную лужу. Не имею в виду болота, которые появляются в результате деятельности человека. Естественные болота, образовавшиеся на месте заросших озер, изумительно красивы и потрясающе пахнут.

Чтобы полюбить болото, по нему надо немного походить. Потому что когда смотришь на болото со стороны – видишь однообразный пейзаж плоскую территорию, чахлые небольшие деревца. А когда вступаешь на болото в солнечный день – видишь, что оно изумительно разноцветное: красное, фиолетовое, желтое. Видишь ярких насекомых на мелких цветочках, ощущаешь сильные запахи цветущих растений…

- Это правда, что болото – хранилище чистой воды?

- Безусловно. Болота играют большую роль в очищении воды. Они, как фильтр, впитывают воду, и все частицы, загрязняющие воду, остаются в этой губке. К сожалению, как все фильтры со временем забиваются, так и болота – заторфяниваются и плохо впитывают воду. Болота являются очень важным местом, где собирается и складывается органика. Сначала это сапропель, потом – торф. Затем нужно немножко, пару миллионов лет, подождать – и у нас будет нефть, а при определенных условиях – уголь.

- Болота активно борются и с парниковым эффектом?

- Тысячелетиями природа в болотах собирает и хранит углекислый газ. Люди, добывая торф, уголь, нефть, вместо того, чтобы делать что-то полезное, варварски сжигают их, тем самым запуская обратный процесс – увеличивая содержание углекислого газа в воздухе.

- С чем для Вас в первую очередь ассоциируется болото?

Для меня болото – это, в первую очередь, разнообразие.

05.02.2017 , 07:00

Наталия Салагубова , Gorod.lv


Написать комментарий

Помниться недавно этот господин красиво рассуждал о несметных залежах сапропеля в недрах нашего озера Губище. Обещалось чуть ли не открыть промышленную добычу ила и превратить болото в прекрасное озеро. Что мы видим сейчас? И слышим глупейшие отговорки о том, что после реставрации дороги, сточные воды не подпитывают болото. Красиво рассказывает о чужих болотах а на свое ума не хватило( простите за грубость, но больно смотреть на погибающую, не без помощи рук власть придержащих, природу).

Недавно нашла на болоте росянку. Находится ли она в красной книге Латвии?

Написать комментарий