Счастливая звезда графа Игнатьева 3

Николай Павлович Игнатьев
Николай Павлович Игнатьев
Января, исполняется ровно 185 лет со дня рождения графа Николая Павловича Игнатьева – дипломата, министра… и владельца калкунского имения и спиртзавода близ города Двинска.

Современники восхищались графом и смеялись над ним, его ненавидели и уважали, боялись и презирали, повышали в должности и отправляли в отставку… Его имя не известно большинству потомков, лишь историки и дипломаты знают о нем, отдавая должное этому яркому и неординарному человеку.

Долгие годы лишь Болгария и русский монастырь на Афоне оставались верными памяти Николая Павловича Игнатьева. Благодарная Болгария в честь графа назвала пять поселков, в том числе село Граф-Игнатиево в Пловдивской области и село Игнатиево в Варненской области. Имя Игнатьева носят пик в Антарктиде, улицы и площади Болгарии. В январе 2008 года Президент России Владимир Путин и Президент Болгарии Георгий Пырванов открыли памятник графу Игнатьеву.

Именно Николаю Павловичу обязаны жизнью тысячи семей болгарских и сербских переселенцев, которые после провального апрельского восстания 1876 года по личному прошению графа императору Александру II получили возможность спастись, осев на украинских землях и создав там свои поселения.

Имя «болярина Николая» и его супруги «болярыни Екатерины» ежедневно поминаются на всех заупокойных богослужениях в русском Пантелеимоновом монастыре на Афоне. Во многом благодаря незаурядным дипломатическим способностям графа Игнатьева современное Российское государство и Русская православная церковь отметили в прошлом году знаменательную дату – 1000-летие присутствия русского монашества на святой горе Афон.

Имя Николая Павловича Игнатьева связано и с другими славными делами: он на свои средства восстановил купол храма Гроба Господня в Иерусалиме (в 1808 году храм был практически полностью уничтожен пожаром).

За 76 лет своей жизни граф успел сделать столько, что с лихвой хвалило бы не одному десятку людей.

Граф Игнатьев с женой и сыном Леонидом, 1902 год

Потомственный военный

Николай был третьим ребенком в семье полковника Павла Николаевича Игнатьева, потомственного военного из старинного, но не титулованного дворянского рода.

И в детстве, и в зрелом возрасте для Николая Павловича (как и для остальных членов семьи) авторитет отца был всегда непререкаемым. Он всегда был откровенен с отцом и внимательно прислушивался к его советам. До последнего дня жизни родителей все члены семьи, находившиеся в Петербурге, по воскресеньям регулярно приезжали в особняк на Гагаринской набережной Санкт-Петербурга к обедне, которую проводилась в домовой церкви. Во время молитвы семьи сыновей и дочерей стояли отдельно друг от друга по старшинству, в том же порядке по старшинству подходили к кресту и шли к столу, накрытому на 30 человек. Вина не подавали: Павел Николаевич не терпел ни спиртного, ни карт. Блюда были скромными.

Как вспоминал генерал-майор граф Алексей Игнатьев, племянник Николая Павловича, «особняк в Петербурге на набережной Невы в годы моего детства был для всей семьи каким-то священным центром. В этом доме-монастыре нам, детям, запрещалось шуметь и громко смеяться. Там невидимо витал дух деда, в запертый кабинет которого, сохранявшийся в неприкосновенности, нас впускали лишь изредка, как в музей… В этом патриархальном мирке, который мы все называли «гагаринским» по названию набережной, смирялась даже кипучая натура моего дяди Николая Павловича».

По семейной традиции Николая Игнатьева отправили учиться в Пажеский корпус – самое привилегированное учебное заведение России. Благодаря своим блестящим способностям Николай стал первым учеником выпуска, его фамилия была занесена на мраморную доску. Потом была учеба в Николаевской военной академии Генерального штаба, которую Игнатьев окончил с большой серебряной медалью.

Молодой и образованный офицер был замечен Николаем I и почти сразу же стал привлекаться к дипломатической службе. Ходила даже легенда, что в начале своей дипломатической карьеры Игнатьев, служивший в качестве военного агента в Лондоне, при осмотре военного музея «нечаянно» положил в карман унитарный ружейный патрон, представлявший собой секретную военную новинку, после чего ему пришлось покинуть Лондон.

Потом было руководство военно-дипломатической миссией в Хиве и Бухаре. Полковнику Игнатьеву в то время было всего 26 лет. После успешного возвращения последовало назначение русским посланником в Китай, затем – послом в Константинополь. В 1878 году успешная дипломатическая карьера Игнатьева дала сбой: графа отправили в отставку. Но спустя 3 года новый взлет: сначала в кресло министра имущества, потом – министра внутренних дел.

Свою работу на министерском посту граф строил, руководствуясь Русским национальными интересами. Он пытался ограничить ведущую к обнищанию народа деятельность частных кредитных учреждений, в том числе банкирских домов Гинцбургов, Поляковых, Штиглица, предпринял меры против так называемых питейных домов и кабаков. Все это вызвало бурю противодействий. Именно в это время Игнатьев был обвинен (как считает ряд историков, несправедливо) в организации еврейских погромов. В 1882 году последовала окончательная отставка…

Счастливый брак

В возрасте 30 лет Николай Павлович женился на княжне Екатерине Леонидовне Голицыной, которая была достойной спутницей графа Игнатьева.

Увидев княжну в Константинополе на балу персидского посланника, один из гостей заметил: «Эта женщина может одним только словом покорить Стамбул, одной улыбкой — всю Азию». А британский посланник писал: «Эта опасная пара Игнатьевых стоит больше нескольких броненосцев!».

Докладывая английской королеве о визите Игнатьевых в Англию в 1877 году, английский премьер Дизраэли с иронией отмечал: «Светские львицы, прослышав, что она едва ли не превосходит их красотой и обходительностью да еще и позволяет себе зазнаваться по этому поводу, решили без боя не сдаваться. Леди Лондондерри сгибалась под тяжестью драгоценностей трех объединившихся семейств».

Супруги Игнатьевы прожили вместе 46 лет, в этом браке родилось 8 детей.

Последние годы жизни графа

По данным, представленным профессором Даугавпилсского университета Генрихом Сомсом и краеведом Геселем Майминым, в 1902 году граф Игнатьев приобрел калкунское имение у графа Августа фон Эттингена. При содействии специального Петербургского бюро оно «ушло» за 1 700 000 рублей. Как указывал краевед Лео Трукшанс, в 1897 году Николай Павлович купил в Калкунах спиртзавод.

Имением Игнатьевы владели до 1912 года; когда точно спиртзавод был ими продан купцу 1-й гильдии Карякину – не установлено. Как часто бывает, информации о латгальском периоде жизни знаменитостей (в том числе и графа Игнатьева), судьба которых была связана с нашим городом и краем, сохранилось крайне мало. Если графа Игнатьева не стало в 1908 году, то кто вступил в наследство и продавал имение?..

Но вернемся к теме спиртзавода. По данным Г. Маймина, спиртзавод в Калкунах был основан в 1852 году, а в 1873 году владелец Калкун граф Эттинген открыл крупное винокуренное и дрожжевое производства «Калкуны».

 Как сообщает на своем сайте компания Trevors, считающая себя преемником калкунского спиртзавода, «1858: генерал Российской армии граф Н.В. Игнатьев создает винокуренно-дрожжевой завод в городе Двинске (наст. Даугавпилс). Так началась история завода «Калкуны»». Конечно, для рекламы выпускаемой продукции имя графа Игнатьева ныне достаточно престижно, но вот найти данных о генерале российской армии графе Н.В. Игнатьеве никак не удалось.

К слову сказать, «финансовая элита», против которой граф Игнатьев, будучи министром внутренних дел, попытался восстать, не простила ему этого. Отправленного в отставку Игнатьева пытались превратить в посмешище. О нем писали памфлеты, слагали колкие анекдоты; его имя всячески унижали и осмеивали. Как вспоминал племянник Николая Павловича Алексей Игнатьев, «закончил он жизнь полунищим, разорившись на своих финансовых авантюрах. Владея сорока именьями, разбросанными по всей России, заложенными и перезаложенными, он, в то же время, был единственным членом Государственного совета, на жалованье которого наложили арест».

Последние годы граф Игнатьев жил на средства жены. Скончался он 20 июня 1908 года в своем имении Круподеринцы, где и погребен.
 

P.S. При подготовке публикации использованы материалы книги российского историка Виктории Хевролиной «Николай Павлович Игнатьев. Российский дипломат» и сайта pravoslavie.ru.

29.01.2017 , 07:05

Подготовила Наталия Салагубова , Gorod.lv


Написать комментарий

Ignatjev, kotorij v dume (izbrali ot Saskaņa, on ubezhal v Latgalskuju partiju, dolzhnostj poluchil), tozhe grafff???? :) :)

«закончил он жизнь полунищим, разорившись на своих финансовых авантюрах. Владея сорока именьями, разбросанными по всей России, заложенными и перезаложенными, он в то же время был единственным членом Государственного совета, на жалованье которого наложили арест»

Ни в коем случае нельзя верить и ссылаться на Алексея Игнатьева, родственника графа Николая Павловича Игнатьева. Предателю и казнокраду продавшегося большевикам ради спасения своей шкуры, опозорившего дворянский род Игнатьевых - гореть в Аду. Жаль что старший брат стреляя в подонка промахнулся.

Написать комментарий