Ингрида Удре: государство должно уметь защищать свои интересы

Выдвижение Ингриды Удре, нынешнего спикера Сейма, на пост еврокомиссара вызвало среди наших политиков немалый переполох. Предложенный ей портфель комиссара по налогам и таможне стал поводом для новых высказываний. Причем одни отмечали, так сказать, профпригодность г-жи Удре, несколько лет проработавшей в крупной аудиторской компании, другие волновались, что ей придется нелегко - национальные интересы не всегда совпадают с европейскими установками. А вот сама кандидат в комиссары никакой угрозы своим патриотическим чувствам не ощущает.

Предпосылки гипотетического конфликта интересов известны: принятие 10 новых стран в ЕС привело к довольно сильным разногласиям внутри Евросоюза по поводу формирования единой налоговой политики, ибо у многих «новичков» подоходный налог с предприятий существенно ниже, чем у ветеранов единой Европы. Особенно недовольны Германия (налог 38,3%) и Франция (34,3%), которые предлагают ввести единую для всех ставку. Между тем в Латвии она составляет 15%, а есть идея, правда, пока не получившая официальной поддержки, снизить ее и вовсе до 12,5%. Если общую политику все-таки сформулируют, а мы будем ей сопротивляться, именно комиссар должен вразумить «заблуждающихся». Ингрида Удре тонкость момента, конечно, ощущает, но достаточно твердо дает понять, каковы приоритеты. Да и кроме налога на прибыль есть другие, не менее серьезные и не менее чувствительные вопросы.

Налог с предприятий: дебаты будут

По просьбе «Делового» г-жа Удре сформулировала важнейшие положения нынешней налоговой политики ЕС.

Прежде всего это гармонизация налоговых систем в европейских странах. Предприниматели, которые работают в разных европейских странах, должны понять, как в каждом государстве работает налоговая система. Еще до вступления в ЕС каждое государство выполнило соответствующее домашнее задание. Заметных успехов удалось добиться относительно налога на добавленную стоимость, но и здесь проблемы остались, слишком разная интерпретация его применения.

Вторая большая проблема – это акцизные товары и связанные с ними таможенные вопросы. Надо сказать, что у Латвии был один красный флаг перед вступлением в ЕС именно по таможне и по тем акцизным товарам, которые проходили через наши границы. Самое больное место – акциз на алкоголь и табак. Эту проблему еще предстоит решать внутри Европейского союза.

Система таможенных налогов довольно унифицированна, но есть проблемы с новыми государствами в связи с разными «переходными сроками» для разных групп товаров. Кроме того, предстоят непростые переговоры с соседями-неевропейцами. А потом – и с США, Индией, Китаем, если учесть планы, обозначенные Лиссабонской стратегией – конкурентоспособность европейского рынка в глобальных масштабах.

Тот самый подоходный налог с предприятий. И тут важно подчеркнуть, что у этой медали две стороны: одно дело – гармонизация налоговых ставок; другое – гармонизация налоговой базы. Последнее как раз сложнее, но зато более эффективно. Относительно ставок дискуссия, конечно, есть, признает г-жа Удре. И совершенно ясно, что в ЕС есть государства, которые более развиты, и новички, жизненный уровень которых не столь высок, поэтому им нужна дополнительная помощь, чтобы развивалось производство, малый и средний бизнес, сельское хозяйство. Следует также учитывать социальную базу в каждом государстве, которая финансируется из этих средств. Налоговая система – это один из инструментов, помогающих привлекать инвестиции. Но только один, а есть и другие.

И все же в том случае, если речь пойдет о единой ставке налога, «дебаты будут, и трудные», считает кандидат на пост комиссара.

Слово комиссара – не воробей

- Как же все-таки поведет себя комиссар, если национальные интересы не будут совпадать с обозначенной Европейской комиссией позицией?

- В качестве комиссара я должна буду дать клятву, что никакого влияния извне на принятие решений не будет, вне зависимости от того, насколько они благоприятны для отдельных государств. Поэтому здесь никакой дилеммы быть не может.

Определение ставки подоходного налога с предприятий – это очень сложный вопрос. Он не будет решен быстро, но пока он не решен, говорить не о чем. Еще должна быть утверждена комиссия, определена иерархия внутри нее, проблема должна быть тщательно изучена в каждой стране, и, я твердо убеждена, в процесс решения должны быть вовлечены национальные парламенты и национальные правительства. Только после этого можно будет говорить о конкретной модели (единая ставка, налоговый коридор или что-то другое), которую выберет ЕС.

- Можно ли узнать вашу личную позицию по этому вопросу?

- На первой встрече кандидатов в комиссары мы говорили об очень важных стратегических моментах и тех, которые можно назвать «чувствительными». Так вот о них мы будем говорить и давать свои оценки только после того, как обсудим на высшем уровне иерархии. Бывает, что твое частное мнение неверно истолковывается, а в данном случае это совершенно неприемлемо. Поэтому пока не завершится непростой переговорный процесс в ЕС, мне бы не хотелось обсуждать эту тему.

Кнут и пряник

- Каковы функции комиссара, как он должен реагировать на «ошибки» на местах?

- Комиссар ведет частичный надзор над тем, как исполняются европейские директивы. Есть возможность высказывать замечания, рассылать «предупредительные» письма, в конце концов, можно привести государство и к суду. И такие случаи бывают. Существует довольно много моментов, когда комиссия считает нужным вмешаться.

- Недавно в связи с ростом цен на горючее Еврокомиссия заявила, что не одобрит снижения акциза на топливо, если какие-то государства надумают защитить внутренний рынок.

- Я не уверена, что как раз наш бюджет мог бы такое осилить. Но комиссия действительно заботится прежде всего, чтобы обеспечить абсолютно равные условия для всех участников европейского рынка.

- Но при этом должна учитываться разница в местных условиях?

- Это вопрос стратегии. Если все-таки комиссия будет работать над тем, чтобы все государства, которые находятся в ЕС, были более или менее на одинаковом уровне развития, то дополнительные льготы новым государствам, которые должны более быстрыми темпами развивать свою экономику, могли бы быть предоставлены.

Учитесь защищаться

- Посол Латвии в ЕС Андрис Кестерис прокомментировал ваше выдвижение так: «Это трудный портфель… Насколько мы контролируем свои налоги, настолько мы контролируем свой суверенитет». Ваше мнение?

- По поводу трудности сказать ничего не могу. А по поводу контроля – это так, и один из приоритетов ЕС – сохранение национального суверенитета каждого государства ЕС. Но с другой стороны, комиссия и комиссар по налогам должны заботиться о том, чтобы происходила гармонизация налогов.

- Насколько сегодня существует возможность для того, чтобы сохранить определенный суверенитет в принятии решений?

- Как председатель Сейма я работала в составе так называемой «стокгольмской группы», которая объединяет председателей разных парламентов Европы (не всех), и мы активно работали над тем, чтобы увеличивалась роль национальных парламентов в принятии решений. То есть в идеале правительство, перед тем как заявлять свое мнение в Европейскую комиссию, должно заручиться поддержкой парламента, и уже вместе они должны отстаивать интересы государства.

- Вы хотите сказать, что надо уметь воспользоваться имеющимися механизмами?

- Да, конечно. Очень важно, как защищается позиция национального государства, которое должно располагать сильными аргументами и уметь их отстаивать.

Как человек, а не как комиссар

- Поначалу ходили слухи, что вам достанется «энергетический» портфель, а в итоге была предложена налоговая сфера. Что вам ближе?

- Конечно, если исходить из моего образования и моей предыдущей деятельности, налоги – это очень близкая мне тема. Ведь над латвийским законодательством я изначально работала как консультант, мы помогали министерству финансов в разработке законов, касающихся налогов, финансовой сферы.

- Значит, снижение налогов, которое заложено в законе, – отчасти ваших рук дело?

- Отчасти да. И даже не отчасти, а напрямую, потому что в 7-м Сейме мы за это еще и голосовали. В свое время я работала в комиссии по бюджету и финансам, так что это именно наша работа.

- Дальнейшее снижение подоходного налога с предприятий, которое недавно обсуждалось, реально или нет?

- Я думаю, что реально. Конечно, Европейская комиссия может отреагировать на это каким-то образом, и в данном случае для меня это будет трудно как для человека. Ведь именно комиссар инициирует письма государствам, предупреждая их о проблемах. Думаю, что многое будет зависеть от умения нашего правительства защитить позицию государства.

Ни слова о Европе

- Вы готовы к тому, что вас когда-нибудь смогут упрекнуть в недостаточном патриотизме?

- Наблюдая за работой предыдущей комиссии, я не слышала таких упреков в адрес комиссаров. Думаю, что Латвия не будет исключением. Хотя ситуации, конечно, могут быть разные. Я всегда работаю с профессиональной отдачей, требовательна к другим людям, не каждому это нравится, могут быть разные интерпретации.

- Вы к этому относитесь спокойно?

- Я сейчас должна к очень многому относиться спокойно.

- Как вы чувствуете себя, когда немалые суммы от вашей зарплаты уходят в налоги?

- Я всю свою жизнь платила налоги. Это нормальная гражданская позиция. Хотелось бы только пожелать, чтобы все люди относились к этой обязанности честно, и тогда мы бы не имели столько проблем с нашим здравоохранением, льготами для молодых мам и прочими социальными нуждами.

30.08.2004 , 12:19

chas-daily.com


Написать комментарий