Не нужен им берег балтийский

Уехав несколько лет назад из Риги, эти люди сейчас говорят: «В Латвию мы вряд ли приедем даже в гости к друзьям. Хотя для наших детей она родина, на которую вроде грех обижаться...» Почему же так произошло?

Встреча в Политехе

Сергей и Наталья Давыдовы познакомились в Риге в начале 80-х годов. Он приехал сюда на учебу из Брянской области, она – из Белоруссии. Здесь они поступили в Политехнический институт.

«Учились в одной группе, присматриваясь друг к другу, – вспоминает Сергей, – а на четвертом курсе поженились. Потом я, уже дипломированный инженер-теплотехник, пошел работать в тыловую службу Прибалтийского военного округа. Татьяна сидела дома с маленькой дочуркой».

На первых порах снимали квартиру. У выпускника института по тем временам зарплата была небольшая – 180 рублей в месяц, из которых 30 приходилось отдавать за квартиру. Но глава семейства одной зарплатой не ограничивался. Искал и находил возможности подзаработать…

Спустя несколько лет Давыдовы получили в Риге, в Зиепниеккалнсе, новую трехкомнатную квартиру (к тому времени у них родилась еще одна дочь). Жить бы им здесь, как говорится, да добра наживать… Но в начале 90-х в Латвии начались бурные события.

- Я и сегодня помню популярный в те годы лозунг Народного фронта: «Латвия – наш общий дом». Скрывать не стану: мы с Наташей, как и большинство наших русскоязычных друзей, поддержали на референдуме идею независимости Латвии. Ведь эта республика для наших детей была и осталась родиной. Да и для нас не чужая. Конечно же, мы мечтали, чтобы нашим дочерям здесь жилось счастливо, – говорит Сергей.

Но постепенно Давыдовы окончательно убедились: никакого «общего дома» для нетитульной нации здесь нет. Наталью уволили с работы «по профнепригодности» – проще говоря, по незнанию госязыка. Сергей после вывода российских войск тоже оказался не у дел.

История с географией

Сергей устроился в частную фирму водителем микроавтобуса – она вскоре развалилась. Пошел в другую, но и там больших денег заработать не смог. Впрочем, дело не только в деньгах. Местные радикалы называли таких, как Сергей и его жена, гражданскими оккупантами, которым надо собирать чемоданы и отправляться восвояси. А тут еще заговорили о том, что скоро все школы перейдут на латышский язык.

Тогда-то Давыдовы серьезно задумались: как дальше жить в этой стране, какое будущее уготовлено здесь их детям? Какая-то непонятная для них получалась свобода и демократия по-латышски.

Но стоило Сергею с женой приехать погостить в Белоруссию, как он попадал в другое общество. Здесь тебя никто не заставляет учить чужой язык, нет никаких ограничений на профессию. Эта республика действительно – общий дом для всех, кто в ней живет. Вот тогда-то на семейном совете и было решено: из Риги надо уезжать.

Глава семейства вначале съездил «на разведку» в Россию к своим родным. На обратном пути заглянул в Минск. Белорусская столица ему очень понравилась: опрятностью, добротой людей, возможностью найти работу. В российской же глубинке с этим большие проблемы.

Продав свою трехкомнатную квартиру в Риге, Давыдовы, на радость Натальиным родным, переехали жить в Минск. Здесь купили «двушку». Тесновато с двумя дочерьми, но, как говорится, в тесноте да не в обиде.

Что почем и крыша над головой

Глава семейства быстро нашел работу по специальности (кстати, в Белоруссии с уважением относятся к специалистам из Балтии, не без основания считая их умелыми, обязательными и ответственными работниками). По минским меркам он зарабатывает неплохо: от 650 тысяч белорусских рублей и выше (примерно 165 латов). Жена тоже работает. У нее зарплата поменьше – 200 тысяч (50 латов).

Есть у Сергея свой микроавтобус (привезенный из Латвии), на котором он тоже имеет возможность подработать. Так что на семью Давыдовых в месяц приходится примерно миллион рублей (250 латов). Двести пятьдесят тысяч рублей на каждого члена семьи Давыдовых – это по минским меркам средний достаток.

Коммунальные услуги за квартиру им обходятся примерно в 60- 65 тысяч рублей (чуть более 16 латов). Это в отопительный сезон – в теплый период наполовину меньше. Проезд в общественном транспорте тоже дешевле, чем в Риге: 300 рублей (0,075 лата) одна поездка в метро, трамвае, троллейбусе. Маршрутка – тысяча рублей (25 сантимов). Впрочем, цены в Белоруссии сопоставимы с латвийскими: стрижка – 1,50 лата, пиво – от 25 сантимов, пол-литровая бутылка водки – лат, бензин АИ92 – 32 сантима за литр.

- Сергей, вы с Натальей прожили в латвийской столице более двух десятков лет, там родились ваши дети. Рига из года в год хорошеет. Там, наконец, Юрмала с ее изумительным климатом. Латвия сегодня – страна ЕС. И вы от всего этого уехали? Не жалеете? – поинтересовался я недавно у Давыдова.

- Лично у меня такой характер: сделал – отрубил. А вот жена и дети первое время очень скучали по Риге, по друзьями и знакомым. Если честно, то здесь пока что уровень обслуживания уступает латвийскому. Менталитет людей и культура другие.

Но здесь я второй год ставлю свой бус под окном и не боюсь, что его кто-то угонит или разберет на запчасти. Здесь я могу в полночь гулять с семьей по городским улицам и паркам и быть уверенным, что мне никто не даст по башке. В этом плане в Белоруссии больше порядка, чем в других республиках, в том числе и в Латвии. Это, конечно, мое субъективное мнение. Но и мои рижские друзья, приезжавшие в гости, говорили то же самое.

Между прочим, в последнее время в Минске не хватает специалистов по самым различным специальностям, и в особенности по техническим. Когда я подал объявление насчет работы, предложения просто посыпались. В итоге не они меня выбирали, а я их. А в Риге я, дипломированный инженер, мог оказаться дворником или торговцем на рынке. Другой-то работы для меня там нет…

- А с проблемой гражданства как?

- А какая тут проблема? – вопросом на вопрос ответил Сергей. – У матери жены, проживающей в белорусской глубинке, белорусское гражданство. Значит, и дочь, и ее дети по местным законам получают белорусское гражданство. Что они уже и сделали. А если жена гражданка, то и я тоже без проблем могу получить белорусское гражданство – надо лишь написать заявление о выходе из российского подданства. Но пока я не спешу.

«Я спокоен за будущее дочерей»

Говорили мы с Давыдовым (на правах старых знакомых) и о демократии, свободе слова и правах человека здесь и в Латвии.

- О белорусском президенте местная оппозиция что только ни говорит – душитель демократии, свободы слова. И страну не туда ведет, – рассуждал Сергей. – Я не политик, я простой инженер. Может, чего-то и не понимаю, но я вижу, что в республике работают заводы, фабрики, другие государственные предприятия.

Дети, в том числе и мои, бесплатно учатся в школах и колледжах. Нет разгула бандитизма, дикой (как была в России) «прихватизации». Нет олигархов, скупающих все подряд… Для узкого круга, готового пойти таким же путем, это, может, и плохо. А для простого народа?

- Самое главное, что я спокоен за будущее моих дочерей. В Риге такого спокойствия у нас с женой за их судьбу не было. Здесь девчата спокойно учатся в школе, колледже, потом будут поступать в институты. Так что не нужен нам берег балтийский…

Справка

В последние годы из стран Балтии (в том числе и из Латвии) на постоянное место жительства в Минск переехали 439 человек. Для получения белорусского гражданства иностранцу необходимо постоянно прожить в Белоруссии семь лет.

27.08.2004 , 14:27

chas-daily.com


Темы: ,
Написать комментарий