«На политике каждый делает свой бизнес»

Предприниматель Юлий Круминьш, создатель и владелец Man-Tess , в представлении не нуждается. Еще недавно его имя неизменно присутствовало в светской хронике, в последнее же время его все чаще связывают с различными скандалами в Рижском порту. Подчас и сам предприниматель делает весьма резкие заявления в адрес политиков и тех, кто за ними стоит. О взаимоотношениях бизнеса и политики Юлий Круминьш рассказывает в интервью «Часу».

Каждый должен нести свой чемоданчик

- Как вы полагаете, что имел в виду министр Луянс, говоря об успешном сотрудничестве бизнесменов и правительства, о влиянии на принятие решений?

- Да ясно, что он имел в виду. Я не думаю, что конкретно министр говорил о наших могучих бизнесменах и политиках, таких как Лембергс или Шкеле, хотя они не только сотрудничали, они манипулировали правительством. Кого хотели – снимали, кого хотели – ставили. И под каждый приватизационный проект, под конкретную ситуацию и человека Кабинет менялся на более «удобный», допускающий приватизацию какого-то объекта за бесценок. Никто не думал о стране, шло первоначальное накопление капитала. Так что хотел того Юрис Луянс или нет, но ситуацию он отразил правильно.

Я, кстати, понимаю и политиков. Они вкусили власть, а власть – это наркотик, она засасывает. А в придачу еще машины, зарплаты, поездки за границу… Многие шли в политику и с конкретной целью: что-то и для себя приватизировать. И политика для них стала бизнесом.

Но каждый должен нести свой чемоданчик. Музыкант создан для того, чтобы творить музыку. Уверен, в этом деле он оставит более яркий след, чем в политике. Зато укрепив своим именем предвыборный список «народников», он на несколько лет обеспечил себе безбедную жизнь. Мне очень жаль, что Виктор Калнберз просто продал свое имя. Хирург от бога, человек с золотыми руками, он бы мог выучить десятки учеников, передать им свои методы, а подался в политику. Зачем? Однажды он мне сказал, что у него теперь есть уникальная лазерная лампа, приобретенная спонсорами от политики. Представляете? Грустно, что государство не может купить этот прибор, что ради него великий хирург должен идти в политику, которая, как известно, не самое чистое дело, и делать свой бизнес.

Вероятно, кто-то дал больше

- Но вкладывать деньги в политику выгодно. Не думаю, что, скажем, вы даете деньги партиям, не оговаривая условия…

- Это же нормально. Перед муниципальными выборами я встречался с Боярсами – отцом и сыном, в канун выборов в VIII Сейм были встречи с Репше. Говорил: «Я хочу развить бизнес в Рижском порту, но есть силы, которые тормозят, мешают. Им не надо развитие Рижского порта. И эти силы не только в Латвии, но и в Таллине, в Клайпеде. Мешают и шведы, и финны. Поможете – и наш порт будет развиваться, не поможете – грузы уйдут по другим направлениям». Репше уверял, что вот, дескать, «Новое время» придет к власти, и тогда… И я перевел по 25 тысяч на два счета. 50 тысяч – это хорошие деньги!

Но, взяв деньги, по латвийским традициям политики занялись своими, а не моими делами. Ладно не помогаете – так не мешайте! Но через два месяца началась проверка: якобы мне незаконно дали разрешение на строительство терминала. Как незаконно? И где раньше были проверяющие? Я же не домишко какой-то строить собрался. Мой проект исходит из планов развития Рижского порта и прошел все экспертизы. Я взял кредит, положил трубу, построил причал, уже вложил 5 миллионов… Выходит, кто-то больше денег дал, чтобы на меня «наехали», стали тормозить проект, срывать планы развития порта.

Я доказал законность проекта, а тут Репше отстранил правление и на полгода заблокировал работу порта. Только обновленное правление начало работу, на мой объект приехали зеленые, потом на митинг подняли жителей Кундзиньсалы. И у Naftas serviss те же проблемы, и у Baltik Oil Terminal, и у B.L.B. И кто сомневается, что это не заказ? Исполнители – зеленые и радетели старины. А кто стоит за ними? Мне нужен заказчик, чтобы показать, кому выгоден недоразвитый Рижский порт, кому выгодно перенаправлять грузы в Таллин и Клайпеду. Разве не правительство должно озаботиться? Реально же увеличить транзит в 2- 3 раза – только через Ригу мы можем переваливать 50- 60 миллионов тонн, а с каждой тонны город, страна имеют 10 долларов, а кроме того, сколько рабочих мест можно еще создать.

Залог нашего развития – хорошие отношения с Россией

- Но это зависит и от партнера по транзитному бизнесу. Как-то ваш коллега-предприниматель говорил, что наш министр иностранных дел должен не в Брюсселе сидеть, а в Москве и добиваться выгодных для страны договоров…

- Правильно! Наш порт, а вместе с ним и Латвия не могут развиваться без хороших отношений с Россией. Ни шведы, ни американцы, ни поляки с немцами денег нам не дадут. Наши деньги находятся в России. Почему Таллинский порт развивается? Потому что российский капитал вошел туда, там почти все терминалы российские, эстонская железная дорога не справляется с доставкой грузов, потому что их МИД иначе ведет себя.

А Финляндия? Эта страна, как и мы, не имеет ни нефти, ни золотых приисков. Как и у нас, там есть лишь лес и море, а финские пенсионеры получают, пожалуй, самую высокую пенсию среди европейцев. Почему? Добрососедские отношения с Россией помогли Финляндии стать одной из зажиточных стран. Колесо истории вспять не повернуть, и финны не напоминают России об утраченном Карельском перешейке. Зато получали и получают из России очень выгодные заказы, предлагают транзитные пути. Латвия же находится в лучшем географическом положении, и не использовать его – преступление перед страной.

Валдис Биркавс за все годы, что был главой МИДа, в Москву так и не собрался. Как-то я сказал Сандре Калниете: «Поезжай не в Париж, а в Москву!» А она в ответ: «Мы не пойдем унижаться!» Вот как! Да не унижаться, а работать надо туда ехать! Ты начни, а потом уже мы с послом будем звать российских бизнесменов – мы же открыты к диалогу и хотим совместно работать. И как я, бизнесмен, иду к Эмсису, так и российский бизнесмен пойдет к людям Путина. Лужкову хватило одного приезда, чтобы поменять свое мнение о Риге. Он приехал и сказал: «Надо дружить, нам нужны ваши порты, будем у вас вагоны делать, локомотивы ремонтировать…» Надо бы и Путина сюда привезти…

Кто все портит

- Значит, проплачивают и то, чтобы отношения с Россией были такие, как есть. Кому это выгодно? Кому проплачивают?

- Не могу сказать конкретно. Выгодно было тем, кто не хотел допустить россиян до приватизации, скажем, «Лаймы» или «Латвияс балзамс», до терминалов и так далее. И банки, используя момент, делали свою не совсем чистую работу. Тогда нужно было выбирать: дружить с Россией и допустить россиян до приватизации – или поставить на национальную карту, переключить внимание людей, тем более что политическая ситуация была удобная, и под этот шумок приватизировать все самим. Приватизировали. Теперь почти все продается россиянам, а межгосударственных отношений так и нет, и оттого работать трудно. Давно надо было сесть за стол переговоров, не заводить дело в тупик.

- Но сколько раз национал-озабоченные политики принимали декларации антироссийского характера и срывали встречи, визиты, переговоры. И вы прекрасно знаете, кто инициировал эти срывы – Добелис и компания.

- Добелис с компанией как раз и получают деньги, чтобы вредить Латвии, – такой вот у них бизнес. Я многим говорил, дескать, перегнули палку, ребята. Они соглашаются: ДННЛ нам сейчас мешает, но без них уже никак. Все давали им деньги, кому-то нужны были их голоса, кто-то через них устраивал свои бизнес-дела. И сейчас, если Добелиса и компанию отставить, они продадут всех со всеми потрохами. Все ведь запачкались.

Вот сейчас обсуждается трасса будущего газопровода Россия – Германия. Это огромные деньги. Самый дешевый маршрут – через Латвию. И у нас есть уникальное газохранилище, которое можно на европейские деньги заполнить. А наш МИД выносит на европейскую трибуну декларацию об оккупации и еще больше обостряет отношения с Россией. Кому выгодно, чтобы газопровод прошел не через Латвию, а через Финляндию, Швецию? Вот и делайте выводы, почему наш МИД, наше правительство лишь усложняют отношения с Россией и кто проплачивает их действия.

Фактически один Шлесерс пытается разморозить межгосударственные отношения. Он понимает, что государственный деятель должен думать не о предстоящих выборах, а об интересах страны. В правительстве он, пожалуй, единственный, кто не только разбирается в вопросах, но и подходит к ним с государственных позиций. Я вижу, как трудно проходят его предложения, но он старается. Думаю, в будущем из него получится настоящий премьер. Он пробивной, идет напролом. А главное – понимает, что настоящие деньги можно зарабатывать в России и вместе с Россией, – вот это государственный подход.

Я думаю, и России невыгодны натянутые отношения с нами. Россия теряет наши приличные возможности, хотя может тут скупить и терминалы, и порты, как скупила в Таллине.

- Вот политики и некоторые портовики и боятся, что порты станут российскими.

- Пусть. Кстати, и Лембергс хотел сделать Вентспилс российским портом, как Роттердам или Амстердам – порты германские.

Когда пошла информация о планах России построить Приморск, я говорил Лембергсу: дескать, пока не поздно, подари России «Вентспилс нафта», подари! Ведь за каждую переваленную тонну платят один доллар. Пусть перевалят 100 миллионов тонн, 100 млн. долларов останется «Вентспилс нафта». А еще ведь будут давать и на экологию, и люди-то наши, латвийские, будут работать. Да какая разница, чьими портами мы будем – латвийскими, американскими или российскими, чьи грузы идут? Главное, что деньги остаются в Латвии.

Я с уважением отношусь к госпоже Вике-Фрейберге, она грамотно ведет свою политику, она мне симпатична как президент, да и как женщина. Жаль, что у нее мало возможностей, мало полномочий, не может она оказать сильное влияние, но она могла бы более жестко обращаться к Сейму, ведь и друзья-американцы подсказывают, и Брюссель говорит: налаживайте отношения с Россией! Она могла бы потребовать сделать шаги к сближению с Россией.

Вот сейчас получено приглашение от господина Путина, и началось! Дескать, надо проанализировать приглашение с точки зрения международной практики, и неизвестно, удастся ли поговорить двум президентам, как на саммите в Альпах. Да какие могут быть сомнения? Нужно с благодарностью ответить за приглашение и начать готовиться к визиту. И нас с собой взять: пока главы государств будут заняты на торжествах, предприниматели пообщаются с коллегами, найдут общий язык, и политики в накладе не останутся.

Кабинет Эмсиса всем выгоден

- Андрис Шкеле явно не остался в накладе и без России. Хотя и отошел от публичной политики, приближенность к власти, влияние на власть сохранил. Неужели он так силен?

- Вкусившие власть от власти не отходят. Но я должен сказать, Народная партия – самая умная, самая прагматичная партия. И Шкеле был бы прекрасным премьером, если бы он работал, как, скажем, итальянский премьер Берлускони: 80 процентов на государство и 20 – на себя, а не наоборот. Шкеле сумел собрать в Народной партии очень грамотных, профессиональных политиков. И как профессионалы они достаточно циничны. Другое дело, что цинизм подчас перехлестывает.

Вот сейчас все дружно отсчитывают, сколько дней осталось Кабинету Эмсиса, а это правительство будет стоять столько, сколько потребуется Шкеле. Оно всем выгодно. И Первую партию не выгонят из коалиции – они все в команде. Ну попытался Шлесерс наехать на Лембергса, а теперь вы слышали, чтобы Лембергс ругал Шлесерса или Шкеле? Вот и весь разговор…

- Получается, вы один затеяли войну с Лембергсом.

- Ну, нет. Лембергс нечестно поступил не только со мной. А я хотел одного: мол, отдайте деньги, которые я вкладывал как акционер в «Вентспилс нафта», и не мешайте мне работать в Рижском порту. Но в прокуратуре сидит человек, без подписи которого ни до кого ни один документ не доходит. И хотя прокуратура вроде бы работает, не уверен, что доберутся до истины. Ясно, и почему г-жу Стрике сняли с KNAB . Полагаю, сейчас снимут и генерального прокурора, это всего лишь вопрос времени. А его снимут, потому что с ним нельзя договориться. Конечно, это уже не бизнес, это иначе называется.

Политика – бизнес ненадежный

- Грядут выборы в самоуправления. И судя по всему, за Рижскую думу будут сильные бои. И вы не останетесь в стороне, кого-то поддержите. Кого? «Латвийский путь» намерен вернуться в большую политику, Долгополов готовит «Другую политику»…

- Я думаю, трудная для «Латвийского пути» задача – вернуться в большую политику. Там нет явного лидера. Все хорошие, вполне адекватные парни. И Янис Наглис, и Андрис Берзиньш, и Ивар Годманис – люди дела, но слишком мягкие. Будем, конечно, встречаться, будем говорить. Но особенность нашего избирателя в том, что он все воспринимает не умом, а эмоциями. Он не анализирует сделанное, он просто верит обещаниям и тому, что пишет пресса. А пресса у нас чья? Скажем, с «Часом» – все в порядке, газета независима от власти и от олигархии. «Диена» держится на скандинавских деньгах и лоббирует скандинавские интересы. Другие крупные латышские газеты находятся под контролем Лембергса. А ему интересно возвращение в политику «Латвийского пути», ему нужна «Другая политика», понимающая роль Рижского порта в экономике Латвии.

Конечно, выборы в думу – для меня вопрос важный. Все вроде понимают, что мой бизнес в Рижском порту выгоден и для порта, и для государства. Но я уже столько выслушивал обещаний, что перестал верить. «Капкан из обещаний», что устроил Репше, многому научил. Думаю, не один я призадумаюсь, прежде чем поставить на кого-то. Политика в Латвии – все еще бизнес ненадежный, не на государство он работает.

Дословно

«Я не слышал ни об одном другом таком государстве в Европе, где бизнесмены, сотрудничая с правительством, могли бы столь успешно влиять на принятие необходимых им решений», – заявил на апрельской встрече с предпринимателями министр экономики Юрис Луянс.

27.08.2004 , 13:44

chas-daily.com


Написать комментарий