Виталий Азаревич: Как дела, школа? 19

Виталий  Азаревич
Виталий Азаревич
«Надо продолжать работать – и все получится!» Ученики снова сели за парты, полные сил учителя пришли в школу делиться своими знаниями.

В начале нового учебного года мы побеседовали с Виталием Азаревичем, директором даугавпилсской 3-й средней школы, которая по результатам централизованных экзаменов за прошлый учебный год заняла высокие позиции в рейтингах школ Латвии.

- Главным «подарком» к 1 сентября для педагогов стала новая модель оплаты их труда. Виталий Витольдович, как Вы оцениваете эту реформу?

- Министерство образования и науки ранее платило педагогам 420 евро за 21 час в неделю — такова была учительская ставка. Сейчас будут платить 680 евро за 30 часов. Мы посчитали, что в нашей школе повышение зарплаты учителей составит 2.65 евро. В школах, которые укомплектованы учениками, проблем не будет – зарплаты там останутся прежние. Однако ни о каком серьезном росте зарплат педагогов речи не идет.

Самое сложное для директоров в том, что им сейчас нужно думать, как сохранить имидж педагогов. Что вы хотите получить, отдавая ребенка в школу? Прежде всего, вы хотите хорошего педагога, хорошего отношения к вашему ребенку и чтобы он получал максимум знаний. Поэтому в школах нужны профессионалы высокого класса, работа которых должна оплачиваться соответствующим образом.

 В сельских школах, которые сейчас не укомплектованы, есть педагоги, согласные работать 6 часов в неделю. Думаю, что и в каждой городской школе найдутся учителя, которые не будут работать на полную ставку, 30 часов, 21 из которых — это контактные часы, остальное – проверка тетрадей, подготовка, классное руководство, проведение собраний, повышение квалификации. Раньше это считалось общественным трудом, за который школы могли доплачивать, увеличивая ставку почти до 40 часов в неделю. Сейчас мы можем добавить в лучшем случае 30% от основной зарплаты.

- Получается, что новая система не позволит поощрять педагогов, которые показывают хорошие результаты?

- Да, сейчас мы не можем платить хорошим педагогом больше, чем тем, кто только что пришел в школу. Мы не сможем стимулировать хорошего педагога, у нас связаны руки. Не только министерство поменяло систему, но и местное самоуправление выдвигает свои критерии. Время покажет, какие из них приемлемы, какие – нет.

Я понимаю, что решаются стратегические вопросы образования, но, на мой взгляд, можно было бы дать школам большую свободу, чем есть сейчас. Действия директора будут ограничиваться, и я боюсь: смогу ли я стимулировать педагогов, работающих очень хорошо? Учителя, которые готовят к централизованным экзаменам так, что школа занимает 2-3 место в государственных рейтингах, и педагоги, которые недавно пришли в школу, должны получать разную зарплату. Но сейчас получается, что мы должны платить им одинаково, если у них одинаковое количество часов.

- А в детских садах такая же ситуация с оплатой труда педагогов?

- Сейчас в городе ставка будет 650 евро. Но поскольку самоуправление не может полностью обеспечить выполнение правил Кабинета министров, педагоги детсадов будут переведены на 0,77 ставки, т. е. реально будут получать около 500 евро.

Для сравнения: в Риге зарплата педагогов детсадов составит 730 евро. Рижское самоуправление решило доплачивать воспитателям, Даугавпилсское решило вопрос иначе. У нас воспитатель не сможет работать на полную ставку, т.к. ему не могут полностью заплатить. Не знаю, как на это посмотрит Инспекция по труду. Подозреваю, что сейчас если один воспитатель уволится, на другого его место брать не будут – его нагрузку разделят на остальных и за счет этого повысят зарплату, увеличив объем работы.

- Сейчас и самоуправление разработало порядок начисления зарплат. Как можете его оценить?

- Пока рано оценивать, но в документе есть пункты, которые я бы сформулировал иначе и дал бы администрации школ больше свободы. За происходящее в школе отвечает именно директор, и то, как будет развиваться школа, – его персональная ответственность. Но если требовать у директора ответственности, то и доверять ему нужно больше. У человека, который руководит процессом образования и хозяйственной деятельностью, должно быть как можно больше прав для принятия решений.

- К чему, по Вашему мнению, приведут все эти реформы?

- Боюсь, что школы могут потерять сильных учителей. Человек, отдающий себя без остатка, должен получать достойную зарплату. 2,65 евро – это не та надбавка, которой нужно хвастаться. Вопросов о зарплатах педагогов хватает, на некоторые из них даже министерство не может ответить. Что-то станет яснее, когда придет целевая дотация на выплату зарплат.

У меня есть опасения, что тенденция ухода из школ учителей и талантливых людей будет продолжаться. С ужасом думаю о том, что в школе есть педагоги, замены которым я на сегодняшний день не вижу. Впервые за последние годы очень серьезно встал вопрос об учителях математики, физики, химии. И резерва нет!

Не хотелось бы дойти до ситуации, какая наблюдается сейчас в здравоохранении – мы начали платить врачам большие деньги, но врачей уже просто нет! Боюсь, что когда мы начнем платить учителям нормальные деньги, мы их уже не сможем вернуть в школы. И это будут невосполнимые потери.

- Что-то хорошее в новой модели есть?

- В более благоприятной ситуации оказались небольшие сельские школы: для них повысили коэффициент, что должно способствовать их сохранению. Школа – это последнее, что надо закрывать, и понятно, что самоуправления хотят сохранить школы. Но увеличения населения, к сожалению не наблюдается. Этот год будет решающим и покажет, какие школы смогут выжить. Поддержка маленьких школ будет продолжаться, но это лишь оттягивает время. Перед городом стоит задача разработки концепции образования, и изменения станут краеугольным камнем для наших педагогов и родителей.

- А как в Вашей школе на данный момент обстоят дела с педагогами?

- Я думал, что у нас будут вакансии, но к началу учебного года все вакансии заполнили. В этом году у нас 6 новых учителей, всего – 70.

- Вы согласны с тем, что в каждой школе должен быть порядок оценки работы педагогов? Для чего он нужен?

- Критерии оценки работы педагогов должны быть – но не одни на всех. У каждой школы должна быть своя стратегия, свои цели и задачи и требования к учителям. Один и тот же учитель может в одной школе показывать средние результаты, а в другой реализовать себя полноценно. И очень важно, чтобы педагог работал там, где может принести максимальную пользу, где его оценят и предложат достойную зарплату.

Реализовывать потенциал педагогов очень важно, ведь это напрямую связано с успехами учеников и вознаграждением, которое получает учитель. Надеюсь, что новый порядок начисления зарплат все-таки позволят директорам правильно оценивать своих педагогов, тщательно планировать их нагрузку и материально их стимулировать.

Конечно же, в этом процессе активное участие должен принимать и педсовет школы, чтобы решения директора не были единоличными, а оценка — формальной. Здесь я могу частично согласиться с министром, который заморозил развитие системы присвоения учителям категорий компетентности. Учитель может красиво оформлять документы, делать публикации, выступать на конференциях и учить других. Но если он не может работать в классе, формально имеющаяся у него высшая категория и доплата — это нечестно по отношению к другим педагогам, которые показывают реальные результаты.

- С каким напутствием Вы встретили своих педагогов?

- Я горд тем, что у меня такие педагоги. Я горд за их результаты и хочу сохранить сегодняшний коллектив. Я очень благодарен учителям – им по плечам очень многое, у них есть потенциал для развития. Нужно продолжать поиски ростков педагогической мысли, поддерживать их и лелеять, изначально создавать тепличные условия для их развития, а потом постоянно подпитывать. Поддерживать и стимулировать педагогов развиваться – наша главная задача в этом учебном году.

- Родители по-прежнему активно помогают школе развиваться?

- Горжусь родителями, которые очень много времени проводят в школе, помогают и на мероприятиях, и финансово. Благодарю родителей, начавших кампанию в поддержку строительства нашей столовой – они собирали подписи, писали письма, в Думе встречались с руководством города и убеждали его в необходимости строительства. И Дума пошла навстречу – строительство начнется в этом году и закончится к 1 сентября следующего года. Так мы решим свою самую большую проблему.

Мы пытаемся вводить в учебный процесс много нового, но, к сожалению, мы ограничены финансово и не все можем себе позволить. Я благодарен педагогам и родителям за то, что они уже сделали для школы, и уверен, что все вместе мы реализуем и другие запланированные проекты.

- Министерство образования и науки в течение двух лет планирует разработать изменения стандартов образования. Вы согласны, что это пора делать?

- Надеюсь, что мы будем в числе школ, которые будут участвовать в апробации и смогут внести свои предложения и коррективы. Вопросы компетенции будут выдвинуты на первый план. Будет разработан новый подход к стандартизации предметов. Мир меняется очень быстро, и мы должны идти в ногу со временем. Перемены нужны, но они должны быть взвешенными.

Главная беда нашей системы образования в том, что у нас ни одна реформа не завершается логично: мы много реформ начали, но ни в одной из них не подвели итогов. У нас каждый новый министр реализует очередную новую идею. В других европейских странах иначе: какой бы министр ни пришел – он продолжает ранее принятую концепцию. Я бы очень хотел, чтобы в нашем государстве была принята взвешенная и продуманная концепция, и чтобы ее никто внезапно не менял.

- На что, по-Вашему, должны быть направлены эти изменения в стандартах?

- Самая главная задача школы – научить ученика учиться. Когда человек знает, где получить знания, он можешь их получать и в 10 лет, и в 25, и в 60. Человек может понять, нужно ли ему идти в вуз сразу после школы или в 30 лет, когда он к этому будет точно готов. Главное – чтобы школа научила человека понимать, что ему сейчас нужно и как добиться желаемого.

Сейчас, в век компьютеров, получать информацию очень легко. Однако задача школы — научить ребенка не просто добывать информацию, а учиться. Использовать найденную информацию – это одно, но работать мозгами – другое. И все хорошо – в комплексе. Мы сейчас идем в детализацию и к интерактивным технологиям. Но внедряя технологии, я не хочу отказаться от шахмат в школе, потому что они развивает логику и дают основу тому, что будет заложено в каждом ребенке. Родители, которые думают о будущем ребенка, не просто купят ему дорогой мобильный телефон к 1 сентября, а научить его «гуглить» и учиться. Такая же задача и у школы — не просто дать знания, но и научить ребенка развиваться.

- По результатам одного из недавних исследований, главной проблемой образования многие родители считают дисциплину теперешних школьников. Вы согласны с этим?

- Дисциплина идет из семьи. Школа не учит плохому: не учит курить, пить избивать одноклассников. Я считаю, что нужно ужесточить законы, которые касаются семьи. Если родители завели ребенка, они должны заниматься его воспитанием и обучением, как и школа. Родители должны учить детей правилам этики и эстетики, ответственность семьи за детей должна расти.

Сейчас учитель во многом бессилен. Расскажу один пример. После плохой оценки за семестр ученик с почты мамы отправил учителю оскорбительное сообщение. Я как директор школы написал заявление в полицию, но получил ответ, что полиция не видит здесь состава преступления, даже административного. То есть по теперешним законам, ученик может оскорбить учителя безнаказанно! Мы посоветуемся с учителем, что делать дальше, и, возможно, пойдем в суд. Согласитесь, ведь мы бы не избежали суда, если бы оскорбили ребенка. Что-то не так в ситуации, когда ребенок оскорбляет учителя и остается безнаказанным, а полиция не видит основания для дальнейших действий.

 

- Как Вы в целом оцениваете уровень образования в стране?

- Думаю, что комплексно уровень образования становится ниже – этому способствуют частые реформы и постоянные моральные потрясения.

За последние 15 лет изменилось очень многое. Я считаю, что наши ученики на порядок лучше стали знать иностранные языки, однако мы потеряли и продолжаем терять уровень знаний по математике, логике, физике, химии, биологии. Государство крутануло руль корабля в гуманитарную область и сейчас пытается крутить его в сторону естественных наук и точных предметов. Но корабль не так-то быстро разворачивается, ведь образование – это очень инертная система.

Мы 10 лет говорили, что обязательно нужно учить латышский английский и немецкий – и все ворота будут открыты. А оказалось, что, зная языки, многие умеют лишь дергать морковку на полях Англии. Сейчас выпускников, показывающих хорошие результаты на олимпиадах точных наук, стараются заполучить лучшие вузы и Запада, и Востока. И, конечно же, многие предпочитают уехать.

- Как Вы смотрите на увеличение продолжительности учебного года? Об этом на государственном уровне стали говорить все чаще.

- Рано или поздно, мы к этому придем. Министерство не само придумало перейти на 30-часовую учительскую ставку – в Европе учителя работают по 40 часов. Придет час, и министр скажет, что у нас самый короткий учебный год в Европе, и мы должны его продлить. Нужно ли это делать? Сложно сказать. Сначала стоит пересмотреть содержание образования – я считаю, что в школе преподают много лишних предметов, которые можно объединить или сократить, чтобы нашлось время на действительно важные вещи.

- Чего бы Вы пожелали своим ученикам, родителям и педагогам?

- Хочу всех поздравить с новым учебным годом и пожелать детям и родителям, чтобы они гордились школой, которую они выбрали, и педагогами, которые делятся с ними своими знаниями. Педагогам желаю быть такими же активными, творческими и достойно оцененными. Ученикам желаю продолжать усердно заниматься и радовать своими успехами.

Надо продолжать работать – и все получится!

09.09.2016 , 10:10

Ефим Громов , Gorod.lv


Написать комментарий

О , скоро наверное выборы.

Хорошее инервью, но выражение "завели ребенка" - не подходит педагогу. Заводят котенка и щенка. Родитель

Ja tozhe obratil na eto vnimanije. Zvuchit ochenj stranno. :)

Leonid 999,и я ч.м.о - антони на-Lexus!!! Спасибо!£♡☆!!!!!

Спасибо,Виталик,вы просто молодцом!

А не стать ли вам руководитлем -ЗАГСА?

Очень интересное интервью

Я учился в 3-ей школе,знаю

Виталий Витольдович! Вы молодец. Спасибо Вам. Не слушайте придурков,которые наровят Вас оскорбить. Это люди не далекого ума и воспитания.Удачи Вам.

Очень интересное интервью Карина

Оно не только интересное,но и откровенное ,как руководителя школы,знающего все проблемы изнутри.

В мэры метит. Видно же. Учитель-руководитель.

Хорошее инервью, но выражение "завели ребенка" - не подходит педагогу. Заводят котенка и щенка. Родитель

Я горд что, У МЕНЯ ТАКИЕ ПЕДАГОГИ!

Горжусь родителями, которые проводят много времени в в школе..................................У МЕНЯ ТАКИЕ ПЕДАГОГИ!

Семья с репетиторами образования не дадут, мы то что можем сделать?

Очень интересное интервью Карина

Это интересное интервью интересно изобилием жлобизмов крестьянина с базара.
Учитель и интеллигентный человек, например, никогда не додумается до такой фразы "у меня в школе". Он скажет, "у нас в школе".
Семья Азаревича не научила, школа и институт уже не выручат/

Интервью очень хорошее ответы директора -достойные. Знаком с директором лично, сам учился в 3 ср.школе, но Виталийб слышать из уст директора школы о том, что в школе преподают много лишних предметов- по крайней мере странно.

В мэры метит. Видно же. Учитель-руководитель.

И правильно делает. Пусть метит!

И правильно делает. Пусть метит! РОДИТЕЛЬ

Пусть будет мэром, только чтобы вон из школы!

Это интересное интервью интересно изобилием жлобизмов крестьянина с базара. Учитель и интеллигентный человек, например, никогда не додумается до такой фразы "у меня в школе". Он скажет, "у нас в школе". Семья Азаревича не научила, школа и институт уже не выручат/ Pjotrs

Всё правильно сказал. Он так и думает МОЯ школа, что хочу то и делаю, наплевав на правила, нормы, законы.

Ацтой Азаревич!

Написать комментарий