Денационализация жилья через трупы сограждан?

Из каких архивных материалов выкопали планы домов, и нашли хозяев при денационализации? Этот вопрос мучает бывших владельцев почти 315 квартир, где проживают 1500 горожан. Все они оказались заложниками принятого Закона о денационализации жилья. Каждый из них попал в число тех, кто лишился жилья и не смог приватизировать свою квартиру.

Семилетний срок «перемирия» между владельцами домов и жильцами закончился, и если отменят «потолок» аренды помещения, то владелец может заломить такие цены на аренду, что мало не покажется. На его стороне закон, после применения которого число бомжей на улицах Даугавпилса возрастет многократно.

Возникает закономерный вопрос: «Откуда в Даугавпилсе появились денационализированные дома?» Во время Второй мировой войны Даугавпилс был разрушен на 85 процентов. Уцелели редкие дома. На руинах был построен совершенно новый город — на народные деньги. Смена власти привела к тому, что старым хозяевам стали возвращать собственность. Может быть, это и справедливо, но необходимо было подумать о создании жилищного фонда для переселенцев, чтобы они наравне со всеми могли бы приватизировать свое жилье. Однако правительство приняло непопулярное решение: хозяева получили собственность, а жильцы стали заложниками в квартирах, где жили с детства. К чему привела денационализация жилья? Есть пример тому, что некоторые хозяева или их дети на своих земельных участках, где были разрушены дома, построили современные. Некоторые дома нашли настоящих хозяев, а другим — не повезло. Если бы государство и местные самоуправления при передаче домов проявили хотя бы интерес, на какие шиши будущий хозяин будет содержать свой дом, то квартиросъемщики и сам хозяин не попали бы в такие ужасные условия, когда в доме отключено освещение, вода, канализация. И если принять во внимание, что Международная Конвенция по защите прав человека предусматривает минимальное количество воды на одного человека, то некоторые из горожан стали не только заложниками, казалось бы, в своих квартирах, но и бомжами в нарицательном плане. И такой дом в Даугавпилсе есть – это дом N№ 73 на улице Краславас в центре города.

Жалкое существование

Ситуацию в этом доме не назовешь революционной. В доме N№73 осталось всего трое жильцов, а один из них просто примазался к этому числу и вселился самовольно. Хозяин дома терпит эту ситуацию, потому что очень добрый человек, по словам жильцов, но никому от этого не легче. Три года тому назад в доме отключили освещение. Нужна была реконструкция подводящих линий и установка счетчиков в европейские щиты. Собранных денег явно не хватало, и в один прекрасный день «приехал электрик и перерезал провода», как сказано в народной поговорке. Три года жители обходятся без электричества. Живут при свечах, хотя можно было бы пользоваться и керосиновой лампой. Из беседы с местными жительницами Фаиной Григорьевой и Галиной Ершовой стало ясно, что керосин для них — роскошь. Литровая бутылка очищенного керосина обходится в 1 лат 10 сантимов. Как сказали они журналистам: «Это вам не керосиновая лавка, где керосин отпускался в розлив…».

Таким же образом жильцов лишили и других благ цивилизации – воды, а затем и канализации. Представить себе, что люди в центре города позабыли, что такое унитаз и вода из крана – крайне тяжело. За водой ходят к знакомым, стираются у родственников, пользуются забытыми ночными горшками. Так называемая выгребная яма поглощает все нечистоты, и потому канализация окончательно забита. Жильцы не припомнят случая, чтобы из так называемого «колодца» откачивались нечистоты. То, что эта ситуация может закончиться вспышкой инфекционных заболеваний в центре города, никого не волнует. По словам самих жильцов дома, они не припомнят, когда здесь побывал санитарный инспектор. А рядом находятся вполне благополучные дома и магазины, живут горожане, которые не подозревают, что в любой момент может разразиться эпидемия неизвестных болезней.

Поехала не только крыша

Говорят, что без хозяина — и дом сирота. Есть у дома хозяин, и жильцы об этом прекрасно знают. Не хочется называть фамилию хозяина из моральных соображений — он сам стал жертвой денационализации. Очень хотелось ему возродить родовое гнездо, которое было построено еще в конце 18 века. Попытался хозяин сменить входную дверь в доме на вполне добротную от фирмы. Ан нет, дверь является памятником архитектуры и должна быть отреставрирована и водворена на место. Точно такое же положение относится к фасаду дома, балкону, лестницам и перилам. Если хочешь быть хозяином – будь им! Где взять деньги на ремонт? Взять кредит в банке? Но кто даст деньги под развалины? У дома, как и у хозяина, поехала крыша. А кому сейчас легко жить? Хозяин лихорадочно ищет варианты, а в доме действительно рухнула крыша и оголился чердак. Вода натворила немало бед в квартире Галины Ершовой, где мебель накрыта пленкой, а потоки воды собираются во всю имеющуюся в доме посуду. Впереди новые испытания – осень и зима. Галина Ершова мечтает переехать в ту часть дома, где имеется крыша, но хозяин пока медлит.

Нельзя сказать, что городская дума ничего не делает для того, чтобы выправить положение. Об этом можно прочитать в городских газетах под разными рубриками. Пока в правительстве «валяют» вопросы о том, что делать с теми, кто практически потерял жилье в денационализированных домах, в Евросоюзе, услышав о бедствии жильцов из дома N№73, посчитали бы, что это геноцид против собственного народа. Подобный имидж славы Латвии не прибавил бы.

26.08.2004 , 14:44

"Миллион"


Написать комментарий