Динабург – 1812: Тот, с кем история оживает 4

В прошедшем в нашем городе Фестивале клубов исторической реконструкции принимало участие немало интересных людей, среди которых, несомненно, одним из запоминающихся стал историк, представитель известной в России военной фамилии Андрей Шильдбах.

Андрей Шильдбах

Симпатичный и представительный офицер в шикарном ярко-красном мундире обращал внимание многих, кто в минувшую субботу пришел в нашу крепость полюбоваться на действо Фестиваля клубов исторической реконструкции. Еще более интриговала сама историческая личность, которую изображал реконструктор Андрей Шильдбах, преподаватель Московского университета, финансовый консультант, успешно ведущий дела в Москве и Лондоне.

Роберт Томас Вильсон

Андрей Андреевич, немного расскажите о себе и о своем увлечении исторической реконструкцией…

Мне, к сожалению, 63 года. Я – москвич, который давно живет в Англии. По образованию – историк. Исторической реконструкцией увлекаюсь не очень давно, всего 12 лет. В России принадлежу к Литовскому уланскому полку, поэтому во многих мероприятиях, включая Бородино, участвую вместе с ним. В Англии я записан в 15-й королевский легкий драгунский полк. В его составе я тоже участвовал в различных мероприятиях, самая последняя баталия из них – это 200-летие битвы под Ватерлоо – в прошлом году, где было 6 тысяч реконструкторов.

Мой прадед Константин Константинович Шильдбах-Литовцев был генерал-лейтенантом царской армии, георгиевским кавалером. Во время Первой мировой он командовал лейб-гвардии Литовским полком, сформированным Александром I как раз накануне войны 1812 года.

- В качестве кого вы участвуете в нашем фестивале?

Там, где не могу быть в составе Литовского полка, я принимаю участие в качестве генерала Роберта Томаса Вильсона. Он был британским военным атташе, прикомандированным к Русской императорской армии в качестве наблюдателя. Вильсон прошел всю Отечественную войну 1812 года в России. В Смоленске командовал русской батареей. Написал книгу «Повествование о событиях, случившихся во время вторжения Наполеона Бонапарта в Россию и при отступлении французской армии в 1812 году», где, кстати, несколько раз упомянул Динабург. Он был третьим сыном очень хорошего художника. Отец ему завещал ни в коем случае не связываться с армией. Отец умер рано. С помощью дяди Роберту купили патент корнета 15-го легкого драгунского полка. Впоследствии Вильсон стал шефом этого полка. Он ввязывался в любые приключения, любые авантюры. Вильсон участвовал во всех наполеоновских компаниях с 1796 по 1815 год. За спасение австро-венгерского императора в числе 8 офицеров он был награжден орденом Марии-Терезии и баронским титулом. Роберт получил лицензию английской короны и стал сэром.

- Ролевик и реконструктор – это совершенно разные понятия или почти одно и то же?

Это два достаточно разных направления. Ролевики погружены в некий фантазийный мир, где они изображают что-то, не имеющее отношения к реальной жизни. Реконструкторам очень важно максимально воссоздать ту реальность, которая существовала. Нам важно сохранить подлинность эпохи, сражения, которое мы разыгрываем. Кто-то реконструирует Древний Рим, мы восстанавливаем события Первой Отечественной войны, как называют войну 1812 года. Для всех реконструкторов очень важно изучить максимальное количество источников. Каждый стежок, каждая буковка на одежде имеет значение. Например, мой персонаж – конкретная историческая личность, конкретный человек генерал Вильсон – был награжден русскими орденами Святого Георгия 4-й и 3-й степеней, Святой Анны 1-й степени.

- Соблюдение подлинности и соответствия определенной эпохе, наверняка, удовольствие не из дешевых…

Все зависит о того, какой персонаж вы выбираете и в какой период. Мундир ополченца намного дешевле мундира генерала. Многие детали делаются вручную. На машинке прошиваются швы, которые расположены на невидной стороне. Конкретно, мой мундир делали в четырех странах. Его кроила и размечала под вышивку портная из России. Ткани здесь английские, специальной фабрики, которая вот уже 250 лет выпускает ткань для различных военных мундиров. Все отсылалось во Францию, а они организовывали отправку в Пакистан. Потому что сейчас все эти вышивки – даже в той же России – стоят несусветные деньги, и очень медленно их делают. На Западе практически то же самое. В Пакистане, где человеческий труд еще очень дешев, делать это выгоднее. Пуговицы по британским образцам изготовлены в Индии. Шляпа сделана во Франции, султан – в той же Индии.

- Для нас, живущих в XXI веке, непривычна военная форма ярких цветов, белые брюки, треуголки с султанами…

В те времена управлять войсками было достаточно сложно, поэтому военные и носили довольно пестрые мундиры, высокие султаны. Издали военачальник мог понять, какое подразделение где находится. В те времена мундиры шились, исходя из эстетической составляющей. На самом деле воевать в белых штанах неудобно, слишком они маркие. Но тем не менее считалось, что солдат должен выглядеть красиво. Для того, чтобы достигнуть полной достоверности, все эти мелкие моменты обсуждаются реконструкторами. Мы спорим, ищем документы. Генерала Вильсона упрекали в том, что он появляется на поле боя в красном парадном мундире с основными орденами и слишком выделяется. Мол, пристрелят тебя. Но Вильсон был слишком тщеславным человеком.

- Вам ведь, помимо внешности, нужно соответствовать и поведением?

Конечно. Английский для меня второй родной язык. Вопрос не столько в языке, сколько в желании, стремлении духовно сблизиться со своим героем. Когда ты в этом мундире, то ведешь себя иначе. Вильсон был ярым противником Наполеона, но всегда был готов поддержать французских пленных, отдать свою шинель. Надо вообще понимать, что в те времена война была более благородным делом, чем сейчас. Были еще остатки рыцарства. Взятому в плен офицеру, если он давал честное слово, оставляли оружие. Понятие дворянской чести, офицерского достоинства…

- Андрей Андреевич, а с чего началось Ваше увлечение исторической реконструкцией?

Реконструкция интересна прежде всего тем, что это определенная игра в машину времени. Когда мы переодеваемся в эту форму, мы переселяемся в другую эпоху. Мы стараемся не использовать предметы из пластика. Пьем из оловянной кружки. Это очень интересно и увлекательно. В нашей жизни достаточно стрессов и волнения. А тут уедешь на уик-энд и отдыхаешь душой.

- Помните свою первую реконструкцию?

Это было Бородино. Для всех реконструкторов эпохи наполеоновских войн, особенно для тех, кто из России, Бородино является самым главным мероприятием. Оно плохо организуется властями, там куча всяких проблем. Но все равно каждый год едем туда, потому что видим друг друга, потому что быть на Бородинском поле всегда в радость.

 - Вы впервые в Даугавпилсе? Как Вы оцениваете Динабургскую реконструкцию?
В Даугавпилсе я впервые, но в Латвии приходилось бывать. На самом деле у вас мало делают реконструкций, в Литве – гораздо чаще. Ваш фестиваль производит очень приятное впечатление. Меня совершенно поразил  Артем Махлин, который все это делал. У меня очень большой опыт общения с разными организаторами, а от Артема я всегда получал очень четкие ответы. Куда приехать? Как? Что? Где? Что будет? Будет ли компенсация? Никто на эти мероприятия не едет ради денег, но тем не менее, когда организатор платит 50-100 евро, то хотя бы на пиво…(смеется) Это показывает, что организаторы ценят твой труд, твое время, твои силы. Вы сделали очень интересный и приятный бал. Как «британский агент» Роберт Вильсон, я не был привязан к одному месту, мог бегать везде, наблюдать, мог помахать саблей. Обычно я в кавалерии, а там ничего, кроме своего коня, не видишь и того, что надо выполнить.

- Андрей Андреевич, вы к нам приедете снова?

Мне здесь очень понравилось. Все спокойно, без нервозности, нет никаких придирок, полицейские очень внимательны. Приеду с удовольствием.

23.07.2016 , 08:00

подготовила Наталия Салагубова , Gorod.lv


Написать комментарий

реконструкция не только дорогое удовольствие, к ней еще интеллект надобен

...когда организатор платит 50–100 евро, то хотя бы на пиво… Вот оно! Сокровенное сказание! :-) Есть ещё люди, которые "золотому тельцу" паклоны отбивают! Это радует. :-)
А власти, всё кричат про деньги! Деньги - это всего-лишь инструмент (как и любой другой хороший инструмент в руке мастера)! Без денег тоже можно многое сделать.

...когда организатор платит 50–100 евро, то хотя бы на пиво… Вот оно! Сокровенное сказание! :-) Есть ещё люди, которые "золотому тельцу" паклоны отбивают! Это радует. :-) А власти, всё кричат про деньги! Деньги - это всего-лишь инструмент (как и любой другой хороший инструмент в руке мастера)! Без денег тоже можно многое сделать. LiVO

cтранно, куда-то "НЕ" испарилось. То есть, ...НЕ отбивают... :-(

Написать комментарий